Значение слова HELOTES в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

HELOTES

ИЛОТЫ, ?. При покорении коренных жителей Пелопоннеса победоносными дорическими пришельцами одна часть покоренных удержала личную свободу и право владения землею (хотя, вероятно, часть земли перешла во владение победителей); за это они должны были платить дань, не получая право гражданства в государстве, основанном Победителями. Они назывались общим названием живущие вокруг города победоносных пришельцев; в Спарте они удержали название страны между тем как дорические победители приняли имя . От этих периэков следует различать тех из побежденных жителей, которые лишились не только политической свободы, но вместе с тем и владения землею, и личной свободы и имели только то преимущество перед настоящими купленными рабами (), что господин не имел права ни убивать их, ни продавать за пределы государства. Для обозначения таких отношений, которые встречаются не в одних только дорических государствах, существуют разные названия. На острове Крите крепостные назывались кларотами или афамиотами (, ?), в Сикионе — коринефорами (?), в Аргосе — гимнетами ( или ?), в Фессалии пенесты находились в подобном положении. В Спарте они называются илотами (? или ); это название уже в древности производилось от имени города Гелоса (см. Helos), жители которого будто бы были порабощены вследствие восстания; другие производят его от болотистых низменностей, но наиболее вероятности имеет предложенное Леннепом (Lennep) и защищенное О. Миллером производство от глагола ?, следовательно, ? = , т. е. военнопленные. Илоты были государственные крепостные, отпускаемые отдельным семействам только на пользование; они жили в имениях спартиатов и обрабатывали там землю. Из дохода они отдавали часть, определенную законом, 82 медимны ячменя и известное количество оливкового масла и вина; остальное принадлежало им. Они далее должны были прислуживать своему господину и исполнять военную службу обыкновенно как легковооруженные, 7 человек на 1 спартиата (Hdt. 9, 10, 28), редко как гоплиты (Thuc. 4, 80. 5, 34. 7, 19), наконец, как матросы во флоте. Xen. Hell. 7, 1, 12. Их положение было, конечно, стесненное, вследствие строгого отделения их от спартиатов, но позднейшие писатели, без сомнения, сильно преувеличивали дело. Илоты занимали место между свободными людьми и рабами и могли доходить до некоторой зажиточности (Plut. Cleom. 23) да, в известных случаях, в особенности за храбрость на войне, получить свободу. Thuc. 7, 58. 4, 80. 5, 34. Отпущенные за оказанные заслуги на волю назывались ? (см. это слово); право гражданства давалось им весьма редко, как, напр., после потерь во 2-ю Мессенскую войну, так называемым епевнактам (см. ). ? или ? были дети илоток от отцов-спартиатов; они воспитывались вместе с молодыми спартиатами и пользовались с юных лет свободой, а вследствие известного рода усыновления, и правом гражданства; из таких мотаков были даже Гилипп, Калликратид и Лисандр. Натянутые отношения, при численном перевесе илотов (до битвы при Левктрах — около 224 000, по О. Миллеру, 56 000, способных носить оружие, при общем числе населения в 400 000 человек) требовали применения постоянной осторожности и предупредительности; этим объясняется уничтожение 2000 илотов (Thuc. 4, 80) и также пресловутая (см. это слово), которая, однако, по словам Платона (legg. 1, р. 633.6, р. 763), оказывается не столь кровавым обычаем. Молодые спартиаты до поступления на действительную военную службу ради упражнения должны были при скудной пище обходить страну, проникая в самые скрытые захолустья, чтобы наблюдать за действием постоянно подозреваемых илотов и наказывать тотчас на месте всякую противозаконность. Впрочем, убиение илотов господином не было позволено, а продажа за границу безусловно воспрещалась; отпущение на волю также могло происходить только с согласия правительства.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.