ДИМЫ, Dumh, Dymae, 1) город на западе Ахеи (см. Achaia), основанный лишь после 750 г. до Р. X. через переселение туда жителей восьми небольших областей; сюда Помпеи переселил киликийских морских разбойников; н. Каравостасис. Starb. 8, 378; 2) город во Фракии у Егнатской дороги и у реки Гебра, н. Фереджик. ЭГИМИЙ Apollod. 2, 1, 7. По именам сыновей Э., Памфила и Димана, названы, говорят, были дорические филы Памфилов и Диманов; третья фила, Гиллеи, происходила от Гилла, сына Гераклова, усыновленного Э. из благодарности к своему союзнику. Из эпического стихотворения AigimioV, которое приписывали то Гесиоду, то его последователю Кекропу Милетскому, сохранились только немногие отрывки. ДИКА|ДИКЭ ДИКЭ. I. Богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одной из Гор (Wrai; Hesiod, theog. 901), покровительница права и судов. Когда судья нарушает право, она обвиняет его перед престолом Зевса, с которым она восседает вместе (paredroV). Hesiod. op. et. d. 256. Soph. О.С. 1377. Т. к. своей деятельностью она водворяет на земле законность, мир и спокойствие, то сестрами ее у Гесиода называются Eunomia и Eirhnh, а дочерью ее у Пиндара (pyth. 8,1) — Hsucia. У трагиков она является в союзе с Эриниями, как непреклонная, строго карающая богиня, вонзающая меч в грудь преступника и, хотя и поздно, вносящая наказание в его дом. Aesch. Choeph. 639. 947. Ее прозвище — Astraia, звезда-дева; под этим именем она жила на земле в золотой век; по наступлении же медного века позже всех богов вознеслась на небо (Ov. met. I, 150) и там сияет созвездием в Зодиаке под названием Девы. II. Право, справедливость, представляющаяся в образе божества, вечно действующая сила, судящая поступки людей, распределяющая награду и наказание, начало всякого права, от которого исходят вечные, неписаные законы (agrafoi nomoi). «Дика и Немесида, чистейшие божеские понятия древнего мира, с которыми простой и возвышенный ум греков соединял все управление Вселенной» (W. у. Humboldt к Aesch. Agam. стр. 111). Отсюда развиваются дальнейшие значения слова dikh: суд, присутствие суда и — как средство для восстановления нарушенного права — искупление, кара. Далее, так же называется и сама тяжба и преимущественно обвинение (actioыл следующий: истец (o dikasamenoV), соблюдая известную форму, обращался к подлежащему правительственному лицу (hgemwn) и, заявив причину своей жалобы (egklhma), просил о назначении суда для решения тяжбы между истцом (diwkwn) и ответчиком (feugwn). Хотя такие dikai в изложенном более обширном смысле слова различаются между собой по нескольким отношениям, но самое существенное различие между процессами, что касается афинского права, состоит в предмете иска (eglhma). Предметами иска могли быть: 1) нарушение права или интересов частного лица; 2) нарушение права всего общества, непосредственно, напр., покушением на существующий государственныывалось agwn idioV, dikh idia, dikh в тесном смысле слова; последнее же, т. е. общественное или уголовное дело, имевшее всегда своим предметом преступление, называлось agwn dhmosioV, dikh dhmosia, grafh (ср. также Grafh). Отличительные признаки того и другого рода судебных дел следующие: 1) гражданский иск (dikh в тесном смысле) могло возбуждать только лицо, непосредственно пострадавшее (или за него его kurioV), уголовные дела (исключая fonika, которые могли преследоваться лишь родственниками убитого или поврежденного лица, а если дело касалось раба — его господином) всякий гражданин, пользовавшийся правами состояния (o boulomenoV, oiV exestin); 2) в частных процессах, за немногими исключениями, пеня или спорный предмет всецело обращался в пользу выигравшей стороны (исключения при exoulhV и exairesewV dikh, см. ниже); этим, впрочем, не исключались и другие последствия для проигравшей стороны: неоднократно признанный виновным иногда подвергался атимии, и в известных случаях судьи имели право усилить наказание, прибавив от себя добавочную кару (prostimhsioV), напр, при d. klophV — тюремное заключение. (Это бывало в таких процессах, которые близко подходили к уголовным делам, т. к. они, помимо защиты права частного лица, направлены были и против нарушения общественного порядка.) В общественных процессах, за немногими исключениями, пеня поступает или всецело, или частью в пользу государства, которое в этом случае не только заступается за право частного лица, но посредством наказания старается оградить общество от направленных против него действий частных лиц; 3) в частном процессе вносились притании (ta prutaneia, см. Dikastikon и Indicium, 5; их следует отличать от parastasiV, залога, вносимого, за исключением случая, когда дело разбиралось перед диэтетами, одним лишь истцом), а в общественных процессах таких денежных взносов не делалось. Зато в них, кроме grafh kakwsewV (см. Grafh), с обвинителя, не получившего 5-й части голосов, или до приговора суда отказывавшегося поддерживать свое обвинение (в частных тяжбах такой отказ от дальнейшего преследования дела дозволялся), взыскивалась пеня в 1000 драхм и он терял право подавать впредь подобные жалобы. По предметам обвинения (eglhma) dikai в тесном смысле разделялись на d. proV tina и d. kata tinoV. К первому роду (dikai proV tina) относились те случаи, где дело шло о правах на вещи (о праве собственности, о праве на чужую вещь), in rem actiones, или о правах на действия, к которым лицо обязано на основании договора, in personam actiones. Напротив того, dikai kata tinoV, направлялись против того, кто совершил преступление, delictum, напр., dikh klophV, d. aikiaV, d. yeudomarturiwn и т. п. Сюда относились такого рода гражданские иски, в которых обвиненный мог быть приговорен не только к удовлетворению обвинителя, но, кроме того, и к наказанию от имени государства. Некоторые роды таких процессов были: aikiaV dikh, иск, обращенный против того, кто прибил свободного человека с целью оскорбить его, не получив сам удара; истец оценивал величину оскорбления и могущие при этом быть телесные повреждения на деньги, которые по признании обидчика виновным, уплачивались истцу; кто не искал такого вознаграждения, тот мог преследовать тот же проступок уголовным порядком через grafh ubrewV; в таком случае пеня поступала в пользу казны; enoikiou dikh против жильца, karpou dikh, против арендаторов, не заплативших в срок деньги за помещение или за землю, находившихся в их пользовании. Эти формы иска и еще sunqhkwn parabasewV d. применялись и против того, кому по суду отказано было во владении домом или имением, если он, несмотря на это не выходил из владения, с целью заставить его уплатить истцу, выигравшему дело, доход, полученный им от спорного предмета; exairesewV или afairewV d.,, иск на того, кто противился наложению запрещения на раба, на которого другое лицо заявляло права собственности (ср. DouloV, 5); epitrophV dikh или grafh, иск на опекуна за дурное управление имением вверенного его опеки питомца, напр., если он не отдавал имения в аренду (техническое выражение: oikon misqoun) или позволял себе явные злоупотребления. Против такого опекуна во время несовершеннолетия состоящего под его опекой сироты, всякий желающий мог возбудить уголовное дело. Наказание в этом случае зависело от оценки и признанный виновным опекун, вероятно, всегда отменялся. Гражданский иск на опекуна мог подаваться его питомцем по окончании опеки, но лишь в течение пяти лет (Демосфен против Афоба). Dikh или grafh epitrophV подлежали юрисдикции архонта. Далее ousiaV dikh, причем истец заявлял притязание на все имущество ответчика, в том случае когда, напр., enoikiou и karpou dikh оказались безуспешными; yeudomarturiwn d., против того, кто представил ложных свидетелей, за что виновный, вероятно, подвергался еще добавочной пени по предложению обвинителя, ср. Iudicium, 15; leipomarturion d., иск о вознаграждении за причиненный убыток на того, кто вопреки обещанию не явился в суд свидетелем; erhmoV d. см. Iudicium, 14. Ср. также Grafh и особые виды уголовного процесса dokimasia, euquna, apagwgh, eisaggelia, endeixiV, efhghsiV, fasiV, ufhghsiV, probolh.
Значение слова DYME в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое DYME
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012