Значение слова DIOXIPPUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое DIOXIPPUS

ДИОКСИПП, DiwxippoV, 1) комический писатель афинский, относящийся к периоду новой комедии. Из его комедии 4 или 5 известны по немногим отрывкам и по заглавиям. Ср. Meineke, fragm. com. Graec. IV, 541 слл.; 2) Д. Афинский, победитель в кулачном бою на Олимпийских играх, был современником и спутником Александра Великого и одержал победу без помощи оружия над вооруженным македонянином, что возбудило ненависть македонян и было даже причиной его смерти. Diod. Sic. 17, 100. Curt. 9, 9. Diocletianus|ДИОКЛЕТИАН|Aurelius Valerius ДИОКЛЕТИАН, С. Aurelius Valerius, правил Римской империей от 284 до 305 г. от Р. X. Собственно он назывался, по имени своего родного города Диок-леи в Далмации, Diodes, происходил из простонаро-дия и первоначально, может быть, был вольноотпущенником, а потом поступил на военную службу рядовым и служил при императорах Аврелиане и Пробе. Когда Диокл однажды при Люттихе сидел в гостинице и сводил счет своим ежедневным расходам, стоявшая возле него друидянка сказала: «Тьфу, Диокл, стыдись своей скупости». На его возражение: «Дай мне только сделаться императором — не то будет дело», она ответила: «Будешь императором, когда убьешь вепря» (Aper). С того времени он питал в душе мысль о божественном своем призвании, хотя никогда в продолжение многих лет он не высказывал этой мысли. Он отличался на службе и скоро достиг высокого положения в войске. Vopisc. Numer. 14 слл. При императоре Пробе он назначен был наместником в Мисии. С Максимианом, будущим своим соправителем, которыые сыновья его не могли устоять против Апра, начальника телохранителей, войско 17 сентября 284 г. провозгласило в Халкедоне императором Д., как он сам тогда называл себя. Апра (вепря) он убил собственноручно. Одолев своих врагов и соперников, с которыми обошелся весьма милостиво, и победив багавдов, мятежных крестьян в Галлии, он принял Максимиана в товарищи по управлению империей и назначил его августом в 286 г. для защиты западных границ империи, теснившейся со всех сторон врагами, а сам на востоке принудил персов заключить мир. Дацию он также вновь присоединил к империи. Оба императора в 291 г. приняли еще двух соправителей, Галерия и Констанция, и разделили между собою правление, причем Д., благодаря превосходству своего ума, сохранил за собою верховную власть. Eutr. 9, 22. Aur. Vict. Caes. 39. Он с большою жестокостью подавил в 296 г. волнение в Египте, а Галерий, после первой неудачной экспедиции, вторым походом победил персов и принудил их согласиться на выгодный для римлян мир (Amm. Marc. 14, 11, 10. Eutr. 9, 24), сохранение которого обеспечено было Д. постройкой целого ряда крепостей по восточной границе империи. Для торжественного празднования своего 20-летнего управления империей Д. отправился в Рим, но своею скупостью навлек на себя ненависть народа, а потому поспешил оставить этот город, который вообще ему не приходился по сердцу, чтобы возвратиться в свою обыкновенную резиденцию — Никомедию в Малой Азии (в 304ыть, он полагал, что, для предотвращения несогласий, каждый из императоров после 20-летнего правления должен отказаться он престола. Он привел в исполнение свое намерение в Никомедии 1 мая 305 г., оставив власть своим старым соправителям и двум вновь назначенным императорам, и удалился на свою родину Далмацию в свою виллу близ города Салоны. Здесь он занимался преимущественно садоводством и устойчиво отклонил сделанное ему впоследствии приглашение снова занять императорский престол. Там он и умер в 313 г. Aur. Vict. ер. 39. Еитеп. paneg. Const. 15. Введенная им система государственного устройства, состоявшая в правлении нескольких, друг другу подчиненных властителей, оказалась удобною лишь до тех пор, пока он сам стоял во главе правительства, и пала пред честолюбием и выдающимся талантом Констанция. С этою организацией стояло в связи и увеличение им числа провинций, а вместе с тем и числа должностных лиц. Этикет и внешняя торжественность, господствовавшие при дворе Д., заимствованы им от персов. Вследствие уменьшения преторианских легионов поставлен был предел самоуправству и произволу преторианцев. Соправители Д. чтили его и после отказа его от престола, зато не почитали и не любили его христианские писатели, которые не могли забыть о произведенных им в 303 и 304 гг., по настоянию Галерия, гонениях на христиан, коих было немало даже в самом дворце между придворными чиновниками. И языческие писатели порицают его скупость и страсть к восточной пышности, хотя он (как после него и Юлиан) старался поднять падающее язычество посредством некоторых учреждений, заимствованных у христиан, и вопреки торжествующему христианству сохранить язычество как господствующую религию, которой он сам служил в качестве верховного жреца. Эта мысль — утвердить престол на религии — и дала повод к гонениям на христиан. Ср.: Theod. Preuss, Kaiser Diocletian und seine Zeit (1860). Bernhardt Dioclet. in seinem Verhaltniss zu den Christen (1862). Vogel, Kaiser Diocletian (1857).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.