Agis АГИС1) сын Еврисфена (Hdt. 7, 204), как рассказывают, покорил первобытных жителей Лаконии, гелотов. Strab. 8, 5. От него получила свое название одна линия спартанского царского рода ; 2) А. I, царствовал с 426 г. до Р. X. В том же году предпринял поход в Аттику, но, испуганный землетрясением, вернулся, не дойдя до Исфма. Счастливее был поход его в Аттику в 425 г. до Р. X. Thuc. 4, 2. Во время войны с Аргосом (418 г. до Р. X.) он, дав склонить себя на перемирие, вызвал такое негодование в спартанцах, что едва уклонился от строгого наказания; но в 417 г. до Р. X. блестящей победой над аргивянами загладил свой прежних промах. Thuc. 5, 64 слл. Позднее (413 г. до Р. X.) занял он пограничное местечко Аттики Де-келею и оттуда постоянно тревожил афинян, а в 405 г. принимал участие в осаде Афин Лисандром. Xen. Hell. 1, I. 2, 2. Plut. Lys. 14; отличился и в войнах с Элидой (398 г. до Р. X.); умер в ЗЯ7 г. до Р. X. Xen. Hell. 3, 3, 1. Сын его Леотихид, которого прежде он сам объявил незаконным, был оттеснен от престола братом А., Агесилаем. Plut. Ages. 3; 3) А. II, сын Архидама III, царствовал в Спарте с 338 г. до Р. X. Plut. Ages. 3. Как враг Александра Великого, он, вступив в союз с сатрапами азиатских провинций, получил от них деньги и корабли, принял к себе на службу 8000 греческих наемников, спасшихся бегством после битвы при Иссе, где они сражались под знаменами Дария (Curt. 4, 1, 30); овладел Критом, затем перешел в Пелопоннес. Он успел уже завоевать большую часть Пелопоннеса и обложил Мегалополь в Аркадии, когда явился Антипатр: произошло (330 г. до Р. X.) сражение, в котором войско А. было разбито и сам он пал смертью героя. Just. 12, 1. Curt. 6, 1, 1-16. Arr. 2, 13; 4) A. III, сын и преемник Евдамида, царствовавший с 244 г. Спарта тогда уже далека была от древней, Ликурговской простоты и строгости нравов; число граждан упало до 700, закон, по которому каждый гражданин должен был иметь равный с другими надел земли, до такой степени был забыт, что вся земля находилась в руках немногих лиц, и даже немалая часть ее путем наследования перешла в руки женщин. Понимая, что при таком положении Спарта долго просуществовать не может, А. решился восстановить, насколько возможно, древние законы и учреждения и сам первый подавал гражданам пример старинной простоты нравов. Между тем другой спартанский царь, Леонид II, всеми возможными мерами старался тайно ему противодействовать. А., доставив Лисандру, одному из своих приверженцев, должность ефора, предложил герусии увеличить число граждан до 4500 (Plut. Agis. 6-8), наделить их равными участками земли, а остальные земли разделить между 15 тысячами нерисков и уничтожить все долговые обязательства, обещая сам пожертвовать для этого всем своим имуществом, землей и деньгами; народ с восторгом примкнул к молодому преобразователю, но герусия старалась затянуть дело и наконец, под влиянием Леонида, отвергла предложение А. Лисандру удалось, правда, лишить Леонида престола; но и срок службы Лисандра пришел к концу, ефорами сделались люди, не расположенные к реформе. Их прогнали и выбрали новых, в том числе дядю А. Агесилая, до сих пор содействовавшего планам племянника. А. возобновил свое предложение, но, по совету дяди, выставил сперва только требование уничтожения долговых обязательств. Эта мера была принята; но когда он предложил свою другую меру, Агесилай, который, благодаря первой, сам избавился от долгов, старался теперь затянуть дело, т. к. ему не хотелось потерять свои земли. Таково было положение, когда А. должен был отправиться в поход, чтобы помочь Ахейскому союзу в войне с этолийцами; осторожность Арата, которому принадлежало главное командование, помешала А. испытать свои военные дарования (Plut. Agis. 13-15). Он вернулся в Спарту, где между тем Агесилай насилиями всякого рода до того вооружил против себя всех, что разочарованный в своих надеждах народ стал принимать сторону приверженцев изгнанного Леонида. Когда Леонид возвратился, Агесилай бежал, А. искал убежища в одном храме, но, неосторожно оставив его, был ефорами приговорен к смерти, 240. Та же участь постигла его бабку и мать (Plut. Agis. 16 слл.). Ср.: Gerlach, histor. Studien II, стр. 145 слл. [Васильевский, Политические реформы и социальное движение в Древней Греции, стр. 100 слл.].
Значение слова AGIS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое AGIS
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012