Значение слова AEGLNA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

AEGLNA

ЭГИНА, Aiginh, позднее Aigina, н. Эгина или Энгия, остров в Сароническом заливе между Арголидой и Аттикой, не многим более 2 кв. миль величиной, в большей части горист (Tripurgia, Panellhnion), на равнинах (на западе) чрезвычайно плодороден; в почве обильные залежи ценной глины, которую употребляли для выделки превосходной посуды (отс. cutrwpoliV). По народному сказанию, Зевс принес Э., дочь флиасийского речного бога Асопа, на этот остров, тогда называвшийся Ойноной; здесь Э. родила Эака (см. Aeacus); затем Зевс населил остров мирмидонами. Это сказание указывает на колонизацию из Флиунта и Фии. После того как Эакиды оставили остров, а именно Теламон ушел на Саламин, а Пелей в Фию, этнографический характер населения (Aiginhtai), вследствие прихода сюда новых поселенцев из Эпидавра, сделался существенно дорическим (Hdt. 8, 46) и история Э. была тесно связана с историей Эпидавра, особенно в половине 8 в., во время тирании Фейдона, того самого, который, как говорят, первый стал чеканить серебряную монету. Однако около 540 г. эгинцы вышли из-под зависимости от Эпидавра и настолько развили свою торговлю и морские силы, что сами стали основывать колонии (Кидония на Крите, Эгинет в Пафлагонии). Немало содействовали они успеху борьбы против персов. В битве при Саламине эгинцы кроме кораблей, необходимых для защиты их родного острова, выставили еще 30 трирем для союзного греческого флота и получили первую награду за храбрость. Hrdt. 5, 83. 8, 46 и 93. Вскоре, однако, это значительное могущество эгинцев возбудило зависть соседей их, афинян, которым и удалось в войну с Коринфом, Эпидавром и Э. разбить близ этого острова флот эгинцев; а затем эгинцы должны были (457 г.) срыть свои стены, выдать корабли и платить дань. Позднее (431 г.) жители были даже совершенно прогнаны с острова афинянами и, по указанию лакедемонян, поселились в области Фиреатиде. Хотя в 404 г. Лисандр и переселил их обратно на Э., могущество и благосостояние этого острова были уже сокрушены. Позднее остров Э. принадлежал к Ахейскому союзу, затем этолянам, Атталу Пергамскому и наконец римлянам, под властью которых остров сохранял номинальную автономию. Богато разукрашенный портовый город Э. находился на западном берегу и имел две, отчасти искусственно, посредством молов, устроенные гавани; в городе находился Aiakeion, храм Эака, в котором хранились и венки, получаемые на эакеях, т. е. на празднике, совершавшемся в честь Эа-ка (Pind. Nem. 5, 53); далее к середине острова лежал город Oih). На Панеллении стоял храм Зевса. Но не отсюда, а из одного храма Афины взяты находящиеся теперь в мюнхенской глиптотеке фронтонные группы, из которых одна изображает борьбу за тело Ахилла, другая, вероятно, борьбу за труп Оикла, боевого товарища Геракла при взятии Трои. Известен в истории искусств эгинский стиль; отличительная черта его та, что, стараясь выразить пластическую индивидуальность и быть близким природе, он в то же время остается верным традиционным типам богов более, чем стиль аттический. Замечательными мастерами эгин-ского пошиба были: Каллон, Анаксагор, Главкий, Симон, Опат. Из многообразных предметов торговли эгинцев особенно замечательна эгинская бронза, приближающаяся по достоинству к коринфской и делосской, и множество галантерейных и мелких вещей, почему под именем Aiginaia empolh подразумеваются всякого рода мелкие товары, безделушки. Как густо было население острова, показывает известие, по которому на Эгине жило 5000 граждан и 470 000 рабов. Aristot. ар. Athen. 6, 272. d. Strab. 8, 375. Ср.: О. Muller, Aegineticorum liber (1817). About в Archives des missions scientif., III p. 481-567. Bursian, Geographie von Griechenland, II, 77 слл.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.