Значение слова AEGIS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

AEGIS

ЭГИДА, aigiV, idoV, наводящий ужас, страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста. Когда тучесобиратель своей десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает 100 кистями увешанную, ужасом смятения обрамленную Э.; «на ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Слово это может быть производимо от корня AIG и означает бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда — оружие и щит Зевса, который поэтому называется aigiocoV, aigidoucoV, эгидодержец. Кроме того, и любимая дочь Зевса, Афина, носит Э.; в исключительных случаях носит ее и Аполлон (Il. 15, 221 слл.). О производстве этого слова от aix, коза, и о значении козья шкура у Гомера не может быть и речи; напротив, позднейшие сказания делают это значение основным и, выходя от обычая диких народов употреблять на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, в исполнение известного ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы — своей кормилицы, прикрепив к шкуре и голову Горгоны. Позднейшее представление об Э., как исключительной принадлежности Афины, произошло из гомеровского представления Э. Зевса, так как уже у Гомера весьма часто Афина носит Э. своего отца. На изображениях Э. Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди, посередине которого находится голова Горгоны, а по краям змеи. Геродот (4, 189) объясняет происхождение представления об этой Э. тем, что ливийские-девушки, служительницы этой богини, носили поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромами. По Диодору (3, 70), Э. была чудовище, рожденное землей, извергающее огонь, опустошившее Фригию, Индию, Египет, Ливию; Афина убила его и шкуру его сделала своим щитом.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.