Значение слова ИУНУ в Древнеегипетском словаре-справочнике

Что такое ИУНУ

древнеегипетское название города Гелиополь

один из важнейших культурных и религиозных центров древнего Египта, столица XIII нома Нижнего Египта, издревле посвященная солнечному богу Ра; место создания одной из самых почитаемых в Египте группы богов — Эннеады, сотворенной, согласно преданию, богом Атумом. Древнейший храм этого божества был воздвигнут здесь, вероятно, в начале Древнего царства (2707 — 2170 гг. до н. э.). В качестве священных объектов в Гелиополе почитались камень бен-бен, олицетворяющий собой первый фрагмент суши, сотворенной богом; священный столб Иун, давший свое имя городу, геральдическая персея Ишед, на листьях которой записывались богами имена всех египетских фараонов, феникс Бену и черный бык Мневис. В эпоху Нового царства (1550 — 1078 гг. до н. э.) в Гелиополе, наряду с божественной Эннеадой, почитались воплощения солнечного бога — Ра-Хорахте и Хепри, а также богини Хатхор и Сешат.

— Во времена экспедиции Наполеона Бонапарта (1798 — 1802 гг.) стена, окружавшая храм Ра, была еще в хорошей сохранности. Тем не менее, большая часть храмового комплекса уже была уничтожена арабским населением Каира. Немногие известные нам архитектурные памятники Иуну, тем не менее, очень интересны. Царь III династии Джосер (2690 — 2670 гг. до н. э.) построил здесь небольшое святилище из кирпича-сырца, посвященное Эннеаде. Несколько гробниц верховных жрецов Ра эпохи VI династии (2347 — 2216 гг. до н. э.) обнаружены около восточных ворот храма. При XII династии на месте старого храма было воздвигнуто новое грандиозное святилище Солнца, украшенное при Сенусерте I (1956 — 1911 гг. до н. э.) двумя обелисками из красного гранита, один из которых был разрушен в XII веке, а другой и поныне стоит на своем месте.

— В эпоху Нового царства Гелиополь оставался одним из самых крупных культурных центров Египта. Тутмос III (1479 — 1425 гг. до н. э.) воздвиг здесь два обелиска, которые теперь находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Надпись, на стеле, найденной в Иуну, говорит о том, как храм был украшен и значительно расширен на 46-м году его правления.

— Вероятно, именно храм Солнца в Гелиополе послужил моделью для сооружения храма Атона в Ахетатоне во время религиозной реформы Аменхотепа IV (1351 — 1334 гг. до н. э.). Судя по архитектурным фрагментам, выявленным в ходе археологических работ, храм Ра состоял из трех обширных дворов, разделенных пилонами. Именно здесь, в Гелиополе, был воздвигнут храм Атона при отце царя-еретика, фараоне Аменхотепе III (1388 — 1351 гг. до н. э.).

— Гелиополь продолжали расширять и украшать Рамессиды. Здесь когда-то находилась излюбленная резиденция Сети I (1290 — 1279 гг. до н. э.), установленные им перед новым пилоном обелиски, и храм, построенный Рамсесом II. При Мернептахе (1212 — 1202 гг. до н. э.) в Иуну была установлена триумфальная колонна, рельефы на которой повествуют о победах царя над племенами ливийцев и «народами моря»; стоящая на массивной базе, колонна завершается прямоугольным абаком, на котором, по-видимому, находилась скульптура. Позже этот вид памятников был позже заимствован римлянами.

— Рамсес III (1185 — 1153 гг. до н. э.), согласно текстам, установил здесь гигантские статуи Атума и гранитное святилище богини Тефнут, бронзовые двери которого были отделаны золотом; кроме того, он перестроил храмы самого Атума, а также святилища Ра и Хора. В это время, согласно тексту папируса Харрис, только в храме Атума в Иуну служили 4583 человека. Обширный некрополь гелиопольских жрецов эпохи Рамессидов и погребения священных быков Мневисов найдены в районе современного поселения Араб эль-Тауиль.

— В Позднее время (525 — 332 гг. до н. э.) и эпоху правления Птолемеев цари продолжали украшать храм Солнца. Псамметих I установил здесь сфинкса, а Псамметих II — обелиск. Первым знаком грядущего кризиса и упадка стало нашествие войск Камбиза, которые, согласно Страбону, сильно разрушили священный город. О Гелиополе лишь вскользь говорит Геродот, в то время как Страбон, наоборот, сообщает что видел дом, в котором когда-то останавливался Платон, но отмечает, что в целом в его время город был полузаброшенным. С эпохи правления Августа древний Иуну стал местом добычи обелисков, два из которых, установленные Сети I и Псамметихом II были вывезены в Рим.

— Со времени арабского завоевания Гелиополь систематически разрушался и использовался в качестве каменоломни и был практически уничтожен. В наше время большая часть города находится под фундаментами северных пригородов Каира. Активные археологические исследования ведутся в археологических зонах Гелиополя — Ком эль-Хисн и Маншиет эс-Садр.

Библиография

Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.

F. Debono «The predynastic cemetery at Heliopolis». — Cairo, 1988.

W. M. F. Petrie, E. Mackay «Heliopolis, Kafr Ammar and Shurafa». — London, 1915.

A. -A. Saleh «Excavations at Heliopolis». Vol. I-II. — Cairo, 1981-1983.

M. Moursi, «Die Hohenpriester des Sonengottes von der Fruhzeit Agyptens bis zum Ende des Neuen Reiches». // MAS 26 (1972), pp. 33-37.

ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».

© В. В. Солкин

Древнеегипетский словарь-справочник.