Значение РОССИЯ, РАЗД. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО в Краткой биографической энциклопедии

Что такое РОССИЯ, РАЗД. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

Рреподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в Московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г. Синод распорядился, чтобы и в прочих духовных академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митрополитом Платоном для Московской академии. По этой инструкции преподавание сводилось к объяснению Кормчей книги. С преобразованием в 1810 г. духовно-учебных заведений церковное право введено было в круг наук богословских, а программа для систематического его изложения составлена была в 1814 г. архимандритом Филаретом (Дроздовым) . В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, но первоначально лишь как часть богословия, обязательная для одних только студентов-юристов православного исповедания; с 1863 г. ей посвящена самостоятельная кафедра на юридическом факультете. Первая в России ученая работа в области церковного права вызвана была практическими потребностями комиссии составления законов, которой понадобилось сличить постановления византийского права с их следами в наших законах; в результате появилось "Обозрение Кормчей книги в историческом виде" (Москва, 1829). Первым опытом систематического изложения церковных законов, но без всякого исторического освещения, являются "Записки по церковному законоведению", профессора Киевского университета, протоиерея И.М. Скворцова (Киев, 1848; 3-е изд., 1861). Прочное основание изучению церковного права положил широко задуманный "Опыт курса церковного законоведения" (Санкт-Петербург, 1851 - 52) епископа Иоанна (Соколова) , который поставил себе задачей обозреть источники церковного права как в историческом отношении (т. е. по их происхождению), так и в каноническом (т. е. по их содержанию и важности). В 1872 г. издано в русском переводе "Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви", румынского митрополита Шагуны, представляющее собой смесь догматики с церковным правом. Затем профессор Московского университета Н.К. Соколов предпринял в 1874 - 1875 гг. издание своих лекций по церковному праву, но успел напечатать лишь два выпуска, из которых первый содержит введение в церковное право, а второй представляет собой трактат о церковном обществе. В 1882 г. вышел краткой курс лекций по церковному праву священника Альбова . За ним последовали: "Курс общего церковного права" профессора М. Богословского (Москва, 1885), "Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права", казанского профессора П.С. Бердникова (Казань, 1888, дополнено 1889), "Курс церковного права" профессора Н.С. Суворова (Ярославль, 1889 - 90), который впоследствии напечатал и "Учебник церковного права" (Ярославль, 1898). Из других профессоров-канонистов М. Остроумов напечатал "Введение в православное церковное право" (т. 1, Харьков, 1893), Н. Заозерский - "Историческое обозрение источников права православной церкви" (выпуск 1, Москва, 1891), Лашкарев - "Право церковное в его основах, видах и источниках" (Киев, 1889); в последнем приводится мысль о том, что изучение права православной церкви должно быть поставлено на почву "античной юриспруденции" и вестись с точки зрения юридических принципов римско-византийских императоров и древних отцов церкви (об этом см. И. Бердникова , "Архаическое направление в церковном праве", Казань, 1896). Из монографических работ по церковному праву на первый план должны быть поставлены исследования московского профессора А.С. Павлова (умер 1898 г.), который поставил себе задачей общее изучение истории византийского права, светского и церковного, у южных славян и в России. Много потрудился А.С. Павлов и над подготовкой и разработкой материалов для создания догматической системы права отечественной церкви. Сюда относятся два исследования его: "Номоканон при Большом Требнике" (Одесса, 1872; новое совершенно переработанное издание, Москва, 1897) и "50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права" (Москва, 1887). Весьма важны и труды А.С. Павлова по истории русского церковного права - обширное исследование о секуляризации церковных земель в России (часть 1, 1871), образцовое издание памятников древнерусского канонического права, частью им же открытых (в VI томе "Русской Исторической Библиотеки", издано археографической комиссией, Санкт-Петербург, 1880) и другие. М.И. Горчакову принадлежат монографии: "Монастырский приказ" (Санкт-Петербург, 1868), "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода, 988 - 1738" (Санкт-Петербург, 1871), "О тайне супружества" (Санкт-Петербург, 1880); Н.С. Суворову - "О церковных наказаниях" (Санкт-Петербург, 1876), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов" (Ярославль, 1884) и "Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888). По поводу последнего исследования возникла полемика между Суворовым и Павловым, на статью которого в "Чтениях общества любителей духовного просвещения" (1891, ¦ 11 - 12) первый ответил брошюрой: "К вопросу о западном влиянии на древнерусское право" (Ярославль, 1892). Монографии по праву православной церкви как в пределах Р., так и вне ее принадлежат Т.В. Барсову ("Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью", Санкт-Петербург, 1878; А.С. Павлов усмотрел в этой книге "теорию восточного папизма"), Заозерскому ("Церковный суд в первые века христианства", Кострома 1878; "О церковной власти", Сергиев Посад, 1894), Никольскому ("Греческая Кормчая книга Пидалион", Москва, 1888), Курганову (об устройстве церкви королевства греческого), Пальмову (об устройстве церкви болгарской, сербской), Красножену (об Аристине, Зонаре и Вальсамоне) и другим. Т.В. Барсов издал "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания" (Санкт-Петербург, 1887). В 1880 г. Святейший Синод приступил к изданию "Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи" с 1720 г.; до сих пор вышло 7 томов. По церковно-общественным вопросам наиболее выдаются статьи Т.И. Филиппова ("Сборник", Санкт-Петербург, 1896). Одним из крупнейших русских канонистов должен быть признан покойный архиепископ Виленский Алексий (А.Ф. Лавров ), который одно время был профессором церковного права в Московской духовной академии. Ему принадлежат два анонимных сочинения: "Предполагаемая реформа церковного суда" (выпуски 1 - 2, Санкт-Петербург, 1873) и "Чего желать для нашей церкви" (выпуски I - II, 1882 - 85). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого , клонившегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и другим) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда, в смысл перенесения судебной власти от епархиальных архиереев в выборные пресвитерские суды. Одним из поборников реформы был московский профессор Н.К. Соколов, напечатавший ряд статей о духовном суде в "Православном Обозрении" (1870 - 71).

Краткая биографическая энциклопедия .