Значение ЕЛАГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ЕЛАГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Елагин (Николай Васильевич, 1817 - 1891) - духовный писатель, цензор, уроженец Костромской губернии; учился в 1 кадетском корпусе. Назначенный в 1848 г. цензором в Санкт-Петербург, он даже в то крайне неблагоприятное для литературы время выдвинулся своей мелочной придирчивостью, не лишенной, впрочем, системы. Так, например, он не позволял говорить в повестях о дуэлях на том основании, что дуэли запрещены у нас законом: любовные сцены он разрешал тогда только, когда они приводили к законному браку; самоубийство не допускалось ни под каким видом, как преступление, осуждаемое церковью и караемое уголовным кодексом. С сочинениями, цензурованными им, Елагин обращался самым бесцеремонным образом, не только зачеркивая все, что не приходилось ему по вкусу, но и вставляя от себя благочестивые и "патриотические" размышления, переделывая даже содержание повестей, изменяя печальный конец рассказа в совершенно благополучный. Злодеи и преступники могли являться в рассказе, но под непременным условием - раскаяться и исправиться или же получить должное по закону возмездие. Одни только транспаранты для письма одобрялись Елагиным к печати без помарок. В 1857 г. Елагин назначен чиновником особых поручений при главном управлении цензуры; впоследствии состоял членом-ревизором человеколюбивого общества. Как писатель, Елагин в свое время возбудил много толков двумя книгами публицистического характера: "Дух и заслуги монашества для церкви и государства" (Санкт-Петербург, 1874) и "Белое духовенство и его интересы", им изданными, но принадлежащими перу анонимного автора, с воззрениями которого Елагин объявил себя вполне солидарным. Монашество для автора является высшей ступенью нравственного совершенства. Второе сочинение в духовной литературе было встречено как "пасквиль" и "хула" на духовенство. Под своим именем Елагин напечатал: "Очерк жизни князя П.А. Ширинского-Шихматова" (Санкт-Петербург, 1855); "Жизнь княгини Орловой-Чесменской" (Санкт-Петербург, 1853); "Письма о христианской жизни" (Санкт-Петербург, 1858); "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" (Санкт-Петербург, 1871 - для народного чтения; такое же сочинение, более пространное, изданное им раньше анонимно, 2-е издание, 1862); "Земная жизнь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа" (Санкт-Петербург, 1871 - для народного чтения); "Белевская вивлиофика. Собрание памятников об истории Белева и Белевского уезда" (Москва, 1858); "Первые христианские мученики в Литве" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", ч. XXXVIII); "Сравнение древних грамот и актов гг. Вильны, Трок, Ковны и пр.".

Краткая биографическая энциклопедия .