Блуменфельд - два русских музыкальных деятеля, братья Сигизмунд и Феликс Михайловичи. - 1) Сигизмунд Блуменфельд родился в 1852 г. Отец предназначал его к медицинской карьере, но по совету Чайковского он поступил в московскую консерваторию, где учился в классе пения профессора Гальвани и в классе фортепиано профессора Э. Лангера . В 1871 г. изданы первые его романсы: "Бывает порою" (Греков ) и "Сон" (Гейне). В С.-Петербурге он сблизился с Римским-Корсаковым и Глазуновым и получил известность в качестве аккомпаниатора. В своих романсах (свыше 60) он проявил недюжинную талантливость. Это симпатичный, задушевный лирик, обладающий вкусом, проникающийся всегда удачно выбранным текстом. Вокальные партии романсов (и двух вокальных дуэтов) красивы, выразительны и обнаруживают хорошее знание голоса. Кроме романсов, он издал небольшие фортепианные пьесы и две пьесы для виолончели. Ему же принадлежат и некоторые переложения (А. Бородина "Князь Игорь" для пения с фортепиано, 2-й квартет в 4 руки и пр.). В 1906 г. в С.-Петербурге было отпраздновано 35-летие его музыкальной деятельности, причем почитатели, с В.В. Стасовым во главе, поднесли ему составленный последним адрес. - 2) Феликс Блуменфельд родился в 1863 г. Рано обнаружив большие музыкальные способности, он уже десяти лет от роду пытался сочинять и выступать публично в качестве аккомпаниатора, но затем в музыкальном отношении был предоставлен самому себе. Только в 1880 г., почувствовав серьезное влечение к музыке, он поступил в с.-петербургскую консерваторию, по классу фортепиано профессора Штейна . По окончании курса он был приглашен преподавателем фортепиано в консерваторию; позднее получил звание профессора. Участвовал как пианист в симфонических концертах русского музыкального общества, соединяя блестящую виртуозность с большой художественностью исполнения. От Римского-Корсакова Блуменфельд получил много полезных советов в области практического сочинения, особенно по инструментовке. В 1886 г. (в "Русском Симфоническом Концерте" М.П. Беляева ) он дебютировал как композитор оркестровым Scherzo и романсом "Заклинание", а в следующем году выступил как исполнитель своего Allegro de Concert для фортепиано с оркестром. В 1895 г. он был приглашен репетиром в с.-петербургскую императорскую оперу, а в 1898 г. назначен третьим капельмейстером. В 1905 г. оставил консерваторию, вместе с другими профессорами, из солидарности с уволенным профессором Римским-Корсаковым. В 1911 г. он отказался от дирижирования в в Мариинском театре и возвратился к занятиям профессора консерватории. Как композитор, Блуменфельд обладает тонким вкусом; уступая по оригинальности дарования своему брату Сигизмунду, он значительно превосходит его в техническом мастерстве. Для оркестра он написал еще мазурку (А-dur, op. 10) и симфонию (C-moll, op. 39). Его смычковый квартет (F-dur, ор. 26) премирован С.-Петербургским Обществом Камерной Музыки. Многочисленные его фортепианные произведения - этюды, прелюдии (между прочим, 24 прелюдии во всех тональностях), мазурки, ноктюрны, 2 польских сюиты, лирическая сюита, баллада в виде вариаций - отличаются блестящей звучностью и почти всегда большой виртуозностью. Он написал еще 43 романса и 2 пьесы для виолончели (с сопровождением фортепиано). Г. Тимофеев.
Значение БЛУМЕНФЕЛЬД (МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ) в Краткой биографической энциклопедии
Что такое БЛУМЕНФЕЛЬД (МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ)
Краткая биографическая энциклопедия . 2012