Значение ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

- или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв. дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой. История Эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Египта Древнего, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Расцвет Эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в VII - начале III-го тысячелетия до н.э. Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 гг. до н. э.): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы - ящичные и круглые в плане, типа фолосов, каменные сосуды строго геометрической или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика - с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе "сковороды" со стилизованными изображениями корабля и рыбы). Специфический вид изобразительного искусства Киклад - так называемые кикладские идолы - мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Самые яркие памятники искусства Троады - золотые, редко серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, и архитектоничных форм и плавных силуэтов сосуды из кладов Трои II ("клад Приама") и Полиохни. Во 2-й половине 3-го тысячелетия до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы ("раннеэлладский период") развивалась в материковой Греции. На Крите большинство открытых памятников - "раннеминойского периода" (около 3000/2800 - около 2200/2000 гг. до н. э.): жилые многокомнатные дома, скальные гробницы в виде прямоугольных камер и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами. Около XXIII в. до н. э. ведущим центром Эгейского искусства стал Крит (расцвет в 1-й половине II-го тысячелетия до н. э.). Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы, в которых сочетание обширных открытых пространств с окружающими их комплексами 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художеств, образ. На Крите был создан тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи "стиля камарес" (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведениями мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. нарастают условность, стилизация (раскрашенный стуковый рельеф "царь-жрец" из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись "дворцового стиля"). XVII-XIII вв. до н. э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемой циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в 2 уровнях - нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища складывается тип прямоугольного с портиком здания-мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах". Лучше других сохранился дворец в Пилосе. Для XVII-XVI вв. до н. э. характерны "шахтовые гробницы", с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фолоса с ложным сводом и коридором-дромосом ("гробница Атрея" близ Микен, XIV или XIII вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм. Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с 2 фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

(Илл.: Львиные ворота в Микенах. XIV век до н. э.)

Словарь терминов изобразительного искусства.