- нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин получил распространение со 2-й половины XIX века и первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, признанием в верхах общества, а также официальным одобрением со стороны властей. Вбирая различные оттенки смысла (внешнюю развлекательность, поверхностная манерная эффектность исполнения, принимаемая за художественность и изысканность, светская броскость и легковесность; артистический кружок буржуа-мецената, преимущественно дилетанта; художественное начинание, преследующее прежде всего коммерческие цели, и т. д.), которые со временем получали все более негативную окраску, термин "салонное искусство" стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, ее зависимость от модных поветрий и подражаний. Непременные признаки салонного искусства - эклектизм творческого метода и формальных средств, тяготение к "интригующим" эффектам, стилистическое непостоянство исполнителей при их профессиональной мастеровитости - выводят это явление за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля. Родившись на почве академизма XIX века, получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, салонное искусство дает вульгарную и в тоже время претендующую на утонченность версию любого из последующих направлений изобразительного искусства.
(Илл. Г. Моро. Галатея. 1880-1881 гг.)