Значение РОМАНСКИЙ СТИЛЬ в Словаре терминов изобразительного искусства

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

- художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также в некоторых странах Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII веке), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин был введен в начале XIX века. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; в конце XI века появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества феодального владыки (например, церковь Нотр-Дам в Пуатье во Франции, грандиозные соборы XI-XIII вв. в Шпайере, Майнце, Вормсе, церковь монастыря Мария Лах в Германии, 1093-1156 гг.). Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликанской и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже - куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально проявившимися в боковых нефах. Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, от в конце XI- начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но низменно сохраняющим органичную связь со стеной. В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) более свободный и динамический характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряженной духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

(Илл. Собор в Вормсе. 1016 г.-XIII в.)

Словарь терминов изобразительного искусства.