В ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ- ) в сферу того, что в Культуре называлось искусством, с необычайной последовательностью и настойчивостью вторгаются элементы и фрагменты повседневной действительности (см.: Повседневность ), события многообразной и многоликой жизни человека. В современных арт-практиках и арт-проектах внехудожественные элементы и акции занимают часто главное место, играют ведущие роли. В результате не только профанами от ПОСТ-культуры, но и некоторыми самими ПОСТ-артистами события реальной действительности осмысливаются как явления более интересные и значимые в современном арт-смысле, чем произведения их коллег и даже их собственная продукция. В частности, один из известных представителей продвинутых практик XX в., автор таких форм ПОСТ-, как хэппенинг и энвайронмент, американский художник Алан Капров написал в 1971 г. следующий текст:
«Образование не-художников
В настоящее время суть искусства стала настолько сложной, что представляются очевидными следующие постулаты:
— луноход превосходит любые устремления современной архитектуры;
— трансляция переговоров между космическим центром в Хьюстоне и Apollo 11 намного интереснее, чем любая современная поэзия;
— при этом помехи, гудки и сбои связи превосходят исполнение электронной музыки в концертных залах;
— любительские видеозаписи, снятые антропологами в резервациях, гораздо интереснее самых известных андеграундных фильмов;
— почти все заправочные станции (например, в Лас-Вегасе), созданные из яркого пластика, стекла и стали, — самая выдающаяся архитектура современности;
— сомнамбулические движения покупателей в супермаркете гораздо выразительнее, чем любые инновации современного танца;
— содержимое заводских помоек и тот скарб, что находится у нас под кроватями, впечатляют сильнее, чем тот мусор, что экспонируют актуальные выставки;
— следы, что покрывают небесную гладь в ходе ракетных испытаний, — эти неподвижные радуги, каракули даже невозможно сравнить с работами художников, исследующих свойства газообразных веществ;
— война во Вьетнаме и суд над «Чикагской восьмеркой» зрелищнее, чем любой спектакль;
— что... и т.д. и т.д.
He-искусство — в большей мере искусство, чем само искусство».
(Цит. по:ХЖ. 17. 1998. С. 4).
Один из значимых парадоксов ПОСТ-куль-туры, свидетельствующий о многом; и в частности, — о принципиально переходном характере ПОСТ-культуры, когда художественно-эстетическое сознание, уставшее от бесконечных экспериментов в предельно бездуховных пространствах, ищет отдохновения («интереса») в обыденной действительности, рассматриваемой под эстетическим углом зрения.
В.Б.