Значение слова ГИПЕРЛИТЕРАТУРА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова

Что такое ГИПЕРЛИТЕРАТУРА

Компьютерный способ создания и восприятия литературных произведений. Г. оперирует не текстами, но текстопорождающими системами. Заданный автором виртуальный гипертекст может быть прочитан лишь с помощью компьютера, благодаря интерактивности читателя, выбирающего пути развития сюжета, «впускающего» в него новые эпизоды и персонажи (У.Гибсон — «Виртуальный свет», М. Джойс — «Полдень»). Дискета романа М. Джойса содержит 539 условных страниц и 951 «связку» (альтернативные пути развития сюжета). Чтобы активизировать связку, необходимо выделить одно из слов на экране. Тогда текст раздвинется, впуская новый эпизод, связанный с этим ключевым словом. При этом возникает художественный эффект «подглядывания» за настоящей жизнью, всеведения читателя, способного заглянуть в иные пространства. Свободное осуществление потенциальных возможностей вызывает ощущение сверхвидения читателя-соавтора, идентифицирующегося с любым из персонажей и способного повернуть развитие сюжета в его интересах. Г. позволяет как бы увидеть художественную среду изнутри, активно воздействовать на нее. Интерактивность реципиента и принцип конструирования текста создают надбытовую и надлитературную «третью реальность» гиперискусства. Г. является логическим продолжением при помощи новейших технических средств той линии развития эстетики постмодернизма, которая связана с разрушением границ артефакта, отказом от причинно-следственных связей; «принципом матрешки», позволяющим посредством отступлений, комментариев, маргиналий заглянуть в головокружительную пустоту, бездну сюжета. Отказавшись от схематизма и абстрактности концептуализма, создатели Г. воспользовались его проектным принципом, наполнив и переполнив его гиперреальной фактурностью (см.: Гиперреализм ). Г. восходит к ветвящимся сюжетам, интертекстуальности (С.Малларме, Х.-Л. Борхес . У. Эко , Д.Барнс, М.Павич, С.Соколов, Д.Галковский), усиливая стереоскопические эффекты литературных хэппенингов.

Лит.: Генис А. Гипертекст — машина реальности// Иностр. лит., 1994, №5;

Маньковская Н.Б. Эстетика симулакра //Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998.

Н.М.

Бычков. Лексикон нонклассики, художественно-эстетическая культура XX века, Бычков.