(1799 - 1837), русский поэт, родоначальник новой
русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В
юношеских стихах - поэт лицейского братства, "поклонник дружеской свободы,
веселья, граций и ума" в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей:
"Руслан и Людмила" (1820), романтические "южные" поэмы "Кавказский пленник"
(1820 - 21), "Бахчисарайский фонтан" (1821 - 23) и др. Вольнолюбивые и
антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения
послужили причиной ссылок: южной (1820 - 24, Екатеринослав, Кавказ, Крым,
Кишинев, Одесса) и в село Михайловское (1824 - 26). Эстетическое освоение
контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического,
бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских
влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие
разработанных жанров и стилей (в том числе "неукрашенная" проза "Повестей
Белкина", 1830, повести "Пиковая дама", 1833, и другие произведения,
предвосхитившие развитие реалистического письма), легкость, изящество и
точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах),
"просвещенный гуманизм", универсальность поэтического мышления и самой
личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной
словесности Пушкин поднял ее на уровень мировой. Роман в стихах "Евгений
Онегин" (1823 - 31) воссоздает образ жизни и духовный состав "типического",
преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад
столичного и провинциального дворянства в романе и во многих других
сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границам свободы,
поставленным еще в "Цыганах" (1824). Им были впервые определены (в поэмах,
драматургии, прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в., нередко
в их трагической неразрешимости - народ и власть, государство и личность,
роль личности и народа в истории: трагедия "Борис Годунов" (1824 - 25,
опубликован в 1831), поэмы "Полтава" (1828), "Медный всадник" (1833,
опубликована в 1837), роман "Капитанская дочка" (1836). В философской лирике
30-х гг., "маленьких трагедиях", созданных в 1830 ("Моцарт и Сальери",
"Каменный гость", опубликованы в 1839, "Скупой рыцарь", опубликована в 1836,
и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы "дружества", любви, поэзии
жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной
постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия,
душевного спасения, нравственного очищения и "милости". Умер от раны,
полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на русской военной
службе.