, 1) одна из осн. философских школ античности; 2) философская система Эпикура; 3) этико- нормативная традиция гедонистического эвдемонизма. Эпикур в 306 появился в качестве учителя философии в Афинах. Эпикурейская школа просуществовала более 600 лет. Э. прежде всего связан с идеалом безмятежного покоя, обретаемого индивидом в процессе уклонения от мира. Индивид зависит от мира двояко: непосредственно - из-за неудовлетворённости желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно - из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Страдания нейтрализуются культурой удовольствий, страхи - культурой философского мышления. Истинность философского знания проверяется критерием душевного покоя, поэтому изучение философии - больше, чем умственное занятие, оно есть образ жизни. Определяя счастье как атараксию, равное самому себе состояние безмятежного покоя, отсутствие телесных болей и душевных тревог, Э. подчёркивает тот момент, что индивид может найти опору в самом себе и что только на этом пути возможно устранить источники человеческих обид и несчастий - ненависть, зависть, презрение. Э. получает широкое распространение в эпоху Возрождения, а также в 17-18 вв. во Франции и Англии. Э. в истории философии стал синонимом этического индивидуализма и эвдемонизма, он истолковывает добродетель гл. о. как средство по отношению к счастью и видит в ней продолжение природного стремления индивида к наслаждению и пользе. Своеобразие Э. состоит в утверждении, что путь к счастью лежит через культуру наслаждений.
Значение слова ЭПИКУРЕИЗМ в Педагогическом энциклопедическом словаре
Что такое ЭПИКУРЕИЗМ
Педагогический энциклопедический словарь. 2012