Значение слова МУЛЬТФИЛЬМЫ в Педагогическом энциклопедическом словаре

МУЛЬТФИЛЬМЫ

для детей, область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей. Попытки мультипликации предпринимались ещё до развития кинематографа. Метод графической мультипликации возник в начале 20 в. (1906-08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США). Первые объёмные М. в России были поставлены В.А. Старевичем в 1911- 1913. Первый полнометражный игровой мультфильм "Новый Гулливер" снял А.Л. Птушко в 1935. В 1936 организована студия "Союзмультфильм", сыгравшая решающую роль в развитии мультипликации. В 30-40-е гг. в М. во многом использовались технические приёмы, разработанные американским режиссёром У. Диснеем. В послевоенные годы стали шире использоваться традиции отечественного фольклора и изобразительной культуры ("Конёк-Горбунок" И.П. Иванова-Вано, "Серая шейка" Л.А. Амальрика и В.И. Полковникова, "Снежная королева" Л.К. Атаманова и др.). В 50-60-е гг. крупными мастерами в области М. были М.С. Пащенко, Атаманов, В.Д. Дегтярёв, Р.А. Качанов, Ф.С. Хитрук и др. Появились М. для самых маленьких ("Кто сказал мяу?", "Варежка" и др.), отличавшиеся добрым отношением к миру, искренностью и юмором. Кукольные фильмы ("Приключения барона Мюнхгаузена" и "Сказка о попе и работнике его Балде" А.Г. Карановича, "Чудесный колодец" Дегтярёва, "Мой зелёный крокодил" В.В. Курчевского и др.) отличали пластическая выразительность персонажей, образное использование фактуры. Расширялась жанровая дифференциация М., ставились эксперименты по сочетанию М. и натурного кино, рисунка и аппликации, использования "киноколлажа". Пополнился репертуар для самых маленьких ("Каникулы Бонифация" Хитрука, "Малыш и Карлсон" Б.П. Степанцева, и др.). В конце 60-х гг. появились самые популярные герои М.: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, Волк и Заяц из серии "Ну, погоди!", озвучиваемые известными артистами кино и театров. Виртуозное владение мультипликационной техникой демонстрировали М. Б.П. Дёжкина "Необыкновенный матч" и "Шайбу, шайбу!" и др. Поэтические и лирические М.-притчи Хитрука, А.Ю. Хржановского, Ю.Б. Норштейна, Н.Н. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны самые сложные сюжеты. В 70-е гг. возник жанр М.- мюзикла ("Бременские музыканты" И.А. Ковалевской, "Голубой щенок" Е.А. Гамбурга и др.). Началом нового жанра М. - художественного образного исследования творчества стала трилогия Хржановского об А.С. Пушкине, основанная на рукописях и рисунках поэта. Были сняты познавательные М. ("Коля, Оля и Архимед", "Аргонавты", "Прометей" и др.). В 80-е гг. продолжены серии "Ну, погоди!" В.М. Котёночкина, "Трое из Простоквашино" В. Попова, серии про Чебурашку Качанова и Удава И.Ф. Уфимцева. В.И. Пекарь создал яркую живописную серию, знакомящую с культурой, народным искусством, фольклором народов стран Латинской Америки, Азии и Африки. Разрабатывался жанр художественной фантастики (в т.ч. полнометражный М. "Тайна третьей планеты" Качанова). В жанре поэтической философской мультипликации сделаны М. "Балаган" Гараниной (по мотивам творчества Гарсия Лорки), "Разлучённые" и "Превращение" Серебрякова, "Чёрно-белое кино" В. Соколова, "Лев и бык" Хитрука и др. В 90-е гг. в подготовке М. широко используются новые компьютерные технологии.

Педагогический энциклопедический словарь.