социализм', система представлений, развиваемая в рамках реформистской концепции так называемого 'демократического социализма' и обосновывающая социалистический идеал исходя из нравственных принципов. Теоретические корни 'Э. с.' уходят в учение И. Канта о 'практическом разуме' с его принципиальным противопоставлением естественной необходимости автономности человеческой воли.
Основные представители 'Э. с.' - Г. Коген , П. Наторп , Э. Бернштейн , П. Нельсон (Германия) и др. Начав с требования 'дополнить' марксизм этическими принципами в неокантианском духе, последователи 'Э. с.' пришли к телеологическому пониманию социализма (см. Телеология ) , к замене социального анализа капитализма нравственным осуждением его негативных 'сторон'. Искажая марксизм, 'этические' социалисты отвергают его идеи о естественноисторическом характере социального процесса, о переходе к социализму как закономерному результату развертывания и разрешения антагонистических противоречий капиталистического общества. Представители 'Э. с.' утверждают, что марксизм ведет к фатализму, умаляет человеческую инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за свою судьбу и судьбу общества. 'Э. с.' отрицает марксистское учение об исторической необходимости и воздвигает стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется расплывчатыми 'этическими мотивами', а концепция классовой борьбы - концепцией 'социальной педагогики', которая призвана гармонизировать общественную жизнь на основе все большего 'выявления' идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравственная эволюция всего человечества, - таков, по мнению 'этических' социалистов, единственно правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этических ценностей, как нравственный идеал, столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этическая трактовка социализма в ее классических, идущих от Канта формах наиболее распространена в Социал-демократической партии Германии и в Социалистической партии Австрии. В той или иной степени элементы 'этического' обоснования социализма характерны для современной социал-демократической идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы 'Э. с.', как правило, отступают на задний план, заслоняются более поздними философскими построениями антропологического типа, а также интенсивной спекуляцией на ранних произведениях К. Маркса.
Отвергая идеалистические схемы 'этических' социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политического значения нравственных мотивов антикапиталистического движения, не ставит под вопрос возможность и необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистическому идеалу, который воодушевляет борцов за социализм. Однако представления о таком идеале не могут быть поняты вне реальных исторических процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал Ленин, '... когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 101). См. также ст. Неокантианство и Бернштейнианство и лит. при них.
А. Е. Бовин.