(от франц. etat - государство), 1) направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. Идеи Э. исторически прослеживаются во многих политических доктринах. В докапиталистический период они были связаны по преимуществу с обоснованием и защитой абсолютизма (например, учение о государстве Гоббса). Гегель утверждал, что государство - 'цель в себе' - высшая из всех целей. В буржуазном обществе с его первоначально господствовавшими взглядами 'минимального государства' (т. е. его ограниченной роли в жизни страны) Э. выступал главным образом как антилиберальная и антидемократическая доктрина, как требование сильной государственной власти с позиции реакционных социально-политических сил (крайняя форма Э. - фашистская теория и практика 'тотального государства'). Современные антикоммунисты демагогически называют социалистический строй этатистским, обосновывая это важной ролью государства в социалистическом обществе. В действительности социалистическое государство не только не противостоит обществу и личности, но ставит своей задачей создание реальных возможностей для всестороннего развития личности. Высшая цель социалистических государств - построение коммунистического общества с развитым общественным коммунистическим самоуправлением.
2) В начале 20 в. Э. в некоторых буржуазных странах называли политику государственного капитализма . Наибольшее распространение термин 'Э.' получил применительно к Турции. Принцип Э. был принят Кемалем Ататюрком и включен (в 1931) в программу Народно-республиканской партии и (в 1937) в Конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина. Политика Э. позволила Турции добиться ускоренного развития национальной экономики. После 2-й мировой войны 1939-45 в связи с усилением влияния крупной буржуазии правительство Турции отошло от политики Э., доктрина Э. была вытеснена теорией 'смешанной экономики'. В 60-е гг. был выдвинут лозунг 'нового Э.'.