Значение слова ЭПИКУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЭПИКУР

(Epikuros) (342-341 до н. э., о. Самос, - 271-270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу ('Сад' Э. - см. Эпикуреизм ) . Из большого наследия Э. (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.

Философия Э. разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы , Э. объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э., есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке - это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души ( атараксия ) , счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

В физике Э., следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Э. падением, вводится понятие 'веса' атомов. Особенно примечательно учение Э. о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т. е. атома и человека).

В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока (см. Судьба )Э . доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений.

Источником знания Э. признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины - соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений.

Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Э. считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами ('метакосмии', или 'интермундии') и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.

Философия Э. явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.

Соч.: Epicurea, cd. Н. Usener, Lipsiae, 1887; Opere, Torino, 1973.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17-98, 99-215; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Шакир-Заде А. С., Эпикур, М., 1963; Bailey С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928; Hadsits G. D., Lucretius and his influence, L., 1935; Epikurus (Epikur). Von der Uberwindung der Furcht, eingel. und ubertr, v. О. Gigon, Z., 1949; De Witt N. W., Epicurus and his philosophy, Minneapolis, 1954; Hicks R. D., Stoic and Epicurean, N. Y., 1962.

А. Л. Доброхотов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.