Значение ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК

(Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, - 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида . Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. В 1806-24 жил и работал в Италии, изучая искусство Возрождения , в особенности Рафаэля, в Риме. В 1834-41 был директором Французской академии. Создавал картины на литературные, исторические и религиозные сюжеты ('Юпитер и Фетида', 1811, Музей Гране, Экс; 'Обет Людовика XIII', 1824, собор в Монтобане; 'Эдип и сфинкс', 1827, 'Апофеоз Гомера', 1827, 'Турецкая баня', 1862-63 - все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики ('Мадам Девосс', 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, 'Л. Ф. Бертен', 1832, все Лувр, Париж; 'Мадам Муатесье', 1851, Национальная галерея, Вашингтон), изображение обнаженной натуры ('Большая купальщица', 1808, 'Большая одалиска', 1814 - обе Лувр, Париж; портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Многие, особенно ранние, работы Э. отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Э. играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. Э. - автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане). Классицистические тенденции творчества Э. оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве. Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.

Соч.: Ecrits sur l'art, P., 1947.

Лит: Энгр об искусстве, сост. А. Н. Изергина, М., 1962; Березина В., Жан-Огюст-Доминик Энгр, М., 1977; Delaborde А., Ingres, sa vie, ses travaux, sa doctrine, P., 1870; Pach W., Ingres, N. Y., 1973.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.