(греч. eidos - вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший 'видимое' или 'то, что видно', но постепенно получивший более глубокий смысл - 'конкретная явленность', 'телесная или пластическая данность в мышлении'. Уже у Гомера термин обозначал 'наружность' и преимущественно 'прекрасную наружность'. В античной натурфилософии Э. понимался почти исключительно как 'образ' (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. выступал как сущность, правда, так или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э. - 'внешнее' и 'внутреннее' и т.д., вплоть до значения субстанциальной идеи, которое для него особенно характерно. У Аристотеля Э. употреблялся также и в значении 'формы'. В стоицизме и неоплатонизме Э. имеет разнообразные значения (начиная с 'наружности тела' и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).
В феноменологии Э. Гуссерля этот термин, отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслит. абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.
Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 135- 281; его же, История античной эстетики, [т. 3] - Высокая классика. М., 1974, с. 318- 361; Ritter С., Neue Untersuchungen uber Platon, Munch., 1910, S. 228-336; Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B., 1941.
А. Ф. Лосев.