Значение ШТРАУС РИХАРД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШТРАУС РИХАРД

(Strauß) Рихард (11.6.1864, Мюнхен, - 8.9.1949, Гармиш-Партен-кирхен), немецкий композитор и дирижёр. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке. Музыкально-теоретические предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижёр, в первую очередь собственные произведения, регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 впервые в России). В 1898-1918 главный дирижёр Берлинской оперы, в 1919-24 - Венской оперы. После фашистского переворота Ш. был назначен президентом т. н. Имперской музыкальной палаты, однако в 1935 был снят с этого поста. Наиболее значительное произв. Ш. - программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Симфонические поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа , а также оркестрового письма Р. Вагнера . Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классической литературы ('Макбет', 1886; 'Дон Жуан', 1888; 'Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля', 1895; 'Дон Кихот', 1897), старинных легенд. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы 'Смерть и просветление', 1889; 'Так говорил Заратустра', 1896).

Первые сценические опыты Ш. (оперы 'Гунтрам', 1894; 'Без огня', 1901; здесь и далее - даты пост.) написаны под воздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма . В операх Ш. использовал традиции мифологической оперы-сериа ('Саломея', 1905; 'Электра', 1908; 'Ариадна на Наксосе', 1912), принципы старинной комической оперы ('Кавалер роз', 1911), сюжеты из древней истории и мифологии ('Елена Египетская', 1928; 'Любовь Данаи', 1952) и др. Лучшим страницам партитур Ш. присущи глубокий психологизм, обострённая выразительность, драматургическая напряжённость, тонкая передача разнообразных душевных состояний - от глубокого трагизма и философская сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произв. Ш. отмечены изяществом, мелодической красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма ('Домашняя симфония', 1903), преувеличенной экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Ш. отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств (опера 'Каприччо', 1941; 'Метаморфозы' для ансамбля струнных инструментов, 1946; Три песни для голоса с оркестром, 1948).

Творчество Ш. оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство 20 в., способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра. Лучшие произв. Ш. отмечены гуманистической направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почётный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), член Академии искусств в Берлине (1909).

Лит.: Соллертинский И., Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, [Л.], 1934; Роллан Р., Рихард Штраус, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Краузе Э., Рихард Штраус. Образ и творчество, [пер. с нем.], М., 1961; Орджоникидзе Г., Р. Штраус, в кн.: Музыка XX века, часть 1, 1890-1917, кн. 2, М., 1977; Trenner F., Richard Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Munch., 1954.

М. М. Яковлев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.