Значение слова ШИИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШИИЗМ

(от араб. ши-а - секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом , основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. к середине 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков - Алидов на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов - Абу Бекра, Омара I , Османа , Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка - халиф не должен быть избираем людьми.

На почве споров о числе имамов Ш. в 7-9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов , имамитов, исмаилитов . Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект - имамиты признают 12 имамов, последнего из которых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. 'скрытого имама', по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, махди , призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства - муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистической связью со 'скрытым имамом'). Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в Иране и Средней Азии в средние века ( сербедаров восстания , сеидов движение и др.). Исмаилиты отделились в середине 8 в. от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал Иран (где на него существенное влияние оказали зороастризм и несторианство ) . Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (с некоторыми изменениями; отрицаются те хадисы , которые восходят к противникам Али), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ 'святых мучеников'. Ш. воспринял учение мутазилитов об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают 'наследственную непогрешимость' имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей).

Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане).

Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1-3, М., 1909-17; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII - XV вв., Л., 1966 (лит.); Дорошенко Е. А., Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1975; Corbin Н., Histoire de la philosophie islamique, [P.], 1964; 'Мактебеташайо', ч. 1-4, Кум, 1959-61; Loschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Koln, u. a., 1971. См. также лит. при ст. Ислам .

И. П. Петрушевский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.