Значение ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ- в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ-

такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов- (Ответ на статьи |Русского богатства| против марксистов)', первое фундаментальное произведение В. И. Ленина, посвященное разработке вопросов диалектического и исторического материализма, политэкономии и научного социализма, обоснованию идеи соединения социализма с рабочим движением, созданию марксистской рабочей партии в России. В Полн. собр. соч., 5 изд., напечатана в т. 1, с. 125-346. В книге подверглись критике взгляды идеологов либерального народничества - мнимых 'друзей народа' (Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова, С. Н. Кривенко, С. Н. Южакова и др.), выступавших против марксизма в журнале 'Русское богатство' ; разрабатывались идейно-теоретические принципы российской революционной социал-демократии, основы её программы и тактики. Книга написана в 1894 и нелегально размножена на гектографе тремя отдельными выпусками. Философские взгляды народников разоблачались в 1-м выпуске; политэкономические теории - во 2-м выпуске (до сих пор не найден; вновь критику их Ленин дал в работе 'К характеристике экономического романтизма', 1897); тактика, экономическая и политическая платформа - в 3-м выпуске. Гектографированные издания книги читались в революционных кружках Петербурга, Москвы, Киева, Харькова и других городов России. Книга была известна членам группы 'Освобождение труда' и другим русским социал-демократам за границей.

В книге Ленин доказал полную несостоятельность философско-социологических взглядов либеральных народников, их субъективно-идеалистического метода, преувеличивавшего роль идей и 'критически мыслящих личностей' в истории, отрицавшего объективные законы развития общества. Вместе с тем в книге раскрывалась диалектико-материалистическая сущность марксистской философии, материалистическое понимание истории. Ленин опроверг народническую теорию об 'активных героях' и 'пассивной толпе', показал, что народ - подлинный творец истории, главная движущая сила общественного прогресса. Он разоблачил попытку народников 'уличить' марксистов в якобы неразрешимом 'конфликте' между исторической необходимостью и свободой личности, вскрыл антинаучность их утверждения, что выдающаяся личность может успешно действовать вопреки законам истории; показал, что сила личности состоит не в том, чтобы выступать против исторической необходимости, а в том, чтобы действовать в соответствии с назревшими потребностями общественного развития. Ленин поставил решение этой проблемы на практическую почву - признание исторической необходимости не сводится к пассивному созерцанию событий, а предполагает в условиях России активную деятельность социал-демократов, направленную на сплочение рабочего класса для борьбы против самодержавия и капитализма.

Ленин доказал, что экономические воззрения народников столь же несостоятельны, как и философские. Народники 80-х и 90-х гг. уже не могли отрицать развития капитализма в России, но считали, что у него нет перспектив. Отстаивая концепцию 'самобытного', некапиталистического пути развития России, они утверждали, что русский капитализм носит 'искусственный характер' ввиду отсутствия в стране внутреннего рынка. Народники затушёвывали разложение крестьянской общины, идеализировали мелкое товарное производство, называли его 'народным' и противопоставляли крупному капиталистическому производству, которое разоряет крестьянство и тем самым якобы сокращает внутренний рынок. Ленин показал, что капитализм не только разоряет крестьянство, но и расслаивает его на основные классы капиталистического общества - буржуазию и пролетариат. Разорившийся крестьянин продаёт свою рабочую силу и покупает необходимые предметы потребления, а сельская буржуазия покупает продукты промышленности, в том числе и орудия производства. Это означает, что капитализм сам создаёт и расширяет внутренний рынок. Народники не понимали и самого характера капитализма, особенно на ранних стадиях его развития. Специфику кустарной промышленности - её распылённость по сельским местностям, работу на дому, отсутствие крупных предприятий с постоянным и полностью оторванным от земли рабочим - они стремились выдать за 'народное производство', противостоящее капиталистическому. На основе анализа данных статистики Ленин вскрыл несостоятельность народнических утверждений о якобы некапиталистическом характере кустарных промыслов.

Либеральные народники, восприняв и усугубив ошибочные взгляды старого крестьянского социализма, стремились оградить 'народное производство' от наступления капитализма. Вся их экономическая программа была направлена на сглаживание остроты растущих классовых противоречий в стране, они предлагали осуществить ряд мелких реформ, не затрагивавших основ буржуазно-помещичьего строя. Отказавшись от политической программы революционного народничества 70-х гг., либеральные народники становились выразителями интересов мелкой буржуазии, кулечества. Ленин писал, что с расслоением деревни на сельскую буржуазию и пролетариат '... раскололся и старый крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму, с другой - выродившись в пошлый мещанский радикализм' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 272). В этих условиях защиту интересов широких трудящихся масс не только города, но и деревни должны были взять на себя представители пролетарской партии - социал-демократы.

В книге Ленин научно обосновал историческую роль пролетариата как руководителя освободительного движения трудящихся масс за свержение гнёта царизма, помещиков и буржуазии. Он особо подчёркивал, что первейшей обязанностью русских социал-демократов является подготовка штурма самодержавия - необходимого условия грядущей победы рабочего класса над капиталом. Союзником пролетариата в борьбе против самодержавно-помещичьего строя являлось крестьянство, заинтересованное в полной отмене всех пережитков крепостничества. Поэтому социал-демократы, по мысли Ленина, должны поддерживать требования крестьян вплоть до '... полной экспроприации помещичьего землевладения...' (там же, с. 299).

Ленин развил идею гегемонии пролетариата, выдвинутую Марксом и Энгельсом, показал, что возможно осуществление руководящей роли пролетариата не только в социалистической, но и в буржуазно-демократической революции. Это стало исходным пунктом в ленинском учении о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленин указывал, что основным условием, при котором рабочий класс и его союзники смогут развернуть успешную борьбу за свержение царизма и капитализма, является наличие самостоятельной пролетарской партии, вооружённой передовой революционной теорией. Необходимо полное размежевание российского рабочего движения со всеми формами народничества, с теорией и практикой мелкобуржуазного социализма. Марксисты, писал Ленин, должны помочь пролетариату усвоить теорию научного социализма и сплотиться в политическую силу. Книга Ленина заканчивается пророческими словами: '... русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции' (там же, с. 312).

Книга Ленина явилась подлинным манифестом русской революционной социал-демократии, нанесла сокрушительный удар по реакционно-утопической идеологии и практике либерального народничества. Она сыграла крупную роль в теоретической подготовке перехода от узкой кружковой пропаганды марксизма к массовой агитации среди широких слоев пролетариата, к соединению научного социализма с рабочим движением.

Работа Ленина издавалась 123 раза общим тиражом 6744,4 тыс. экз. на 33 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 января 1977).

Лит.: История КПСС, т. 1, М., 1964.

А. Ф. Костин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.