наиболее распространённый тип произведений средневековой европейской историографии. X. не имели принципиальных отличий от других типов исторических сочинений - анналов и т. н. историй (весьма употребительны были 'смешанные' название - 'Хроника, или Анналы', 'Хроника, или История'). Поэтому в современной исторической литературе название 'X.' нередко употребляется в расширительном смысле - применительно ко всем без исключения произведениям средневековой историографии.
Собственно X. назывались обычно исторические сочинения, которые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение событий, но уступали историям в степени авторской систематизации и осмысления материала. Методологическую основу Х., как и др. жанров феодально-церковной историографии и агиографии, вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран до 18 в.) составляла теологическая концепция истории, выдвинутая в начале 5 в. Августином и истолкованная в 13 в. Фомой Аквинским в чисто феодальном духе. В средневековой Х. отсутствовало развитое понятие причинно-следственных отношений, место которого занимает идея провиденциализма . Политические события рассматривались как проявление извечной борьбы бога и дьявола, неба и ада, добра и зла. Провиденциализм обусловил и такие характерные черты Х., как отсутствие объективного критерия истины, некритическое отношение к источнику, вера в чудеса и знамения. Нередки в Х. и моменты прямой фальсификации (например, ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству). В раннее средневековье особенно популярны были т. н. всемирные, или универсальные, Х. (chronica mundi, chronicon universale). Изложение событий во 'всемирных' Х. начиналось, как правило, от 'сотворения мира' (причём весь материал, относящийся к событиям до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или нескольких более ранних Х.), включало события настоящего и завершалось 'повествованием' о будущем человечества, истолкованном в духе христианской эсхатологии . К числу наиболее известных 'всемирных' Х. относятся 'Большая хроника' Исидора Севильского (7 в.), 'Хроника' Оттона Фрейзингенского (12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри. Х. писались, как правило, на латинском языке (исключение составляет 'Англо-саксонская хроника', записанная на англо-саксонском языке). По мере образования национальных государств стали возникать, получая всё большее распространение, национальные Х., посвященные истории одной страны и написанные на национальных языках. С 13 в. создаются (на латинском языке) значительные своды Х., отразившие начальный этап становления национальных государств: 'Большие французские хроники' (13-15 вв.), хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии, 'Всеобщая испанская хроника' (13-14 вв.) и др. В 13-14 вв. наряду с монастырскими получают развитие рыцарские ('Хроника' Ж. Фруассара , 14 в., и др.) и городские Х. (хроники Дино Компаньи и Дж. Виллани во Флоренции, 14 в.; любекская хроника Детмара и И. Герца, 14-15 вв.; Х. аугсбургского купца Б. Цинка, 15 в., и др.). Оставаясь в целом на почве феодальной историографии, городские Х. носили, однако, в большей степени светский характер; им свойственны некоторые антифеодальные тенденции - следствие длительной борьбы городов с сеньорами. Как церковно-феодальным, так и городским Х. присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали господство духовных и светских феодалов, вторые - интересы патрициата и богатого купечества.
Являясь памятниками средневековой историографии, многие Х. вместе с тем, несмотря на специфику их методологии и методов работы хрониста, служат важнейшим источником изучения политической истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры (хроники Ордерика Виталия, 12 в.; францисканца Салимбене, 13 в.; французская 'Хроника первых четырех Валуа', 14 в., и др.). Городские Х., как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономического характера, тогда как последние (особенно рыцарские) содержат больше сведений по истории дипломатии и войн. Значительный интерес представляют иллюстрированные Х. Миниатюры средневековых Х. являются не только своеобразным историческим источником, но и памятником искусства (широкую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры 'Больших французских хроник').
С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологический кризис средневековой историографии. Историки-гуманисты отвергли теологическую трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи исторических сочинений установление естественных причин исторических событий. Появление в этот период последних крупных сводов Х. (т. н. 'Хроники' Р. Холиншеда в Англии и др.) во многом связано с повышением общественного интереса к истории, вызванным распространением идей Возрождения и Реформации, а сами Х. в той или иной форме отразили влияние этих идей.
Особую обширную группу составляют византийские Х. - 'всемирные' и посвященные истории империи (см. в ст. Византия . Византийская культура, Историческая наука). В Древней Руси (и ряде др. славянских стран) исторические произведения, соответствующие Х., носили название летописей (летописцев) и хронографов .
Название 'Х.' закрепилось в европейской науке также за многими произведениями средневековой историографии стран Востока.
Лит.: Косминский Е. А., Историография средних веков, [М.], 1963; Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964; Люблинская А, Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz О., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter, 3 Aufl., Bd 1-2, В., 1886-87; Brincken A. D. von, Studien zur lateinischen Weltchronistik..., Duss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, Gottingen, [1965]; Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926.
О. Л. Вайнштейн.