Значение слова ХЕТТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ХЕТТЫ

народ, населявший центральную часть Хеттского царства . О путях переселения Х. в Малую Азию существуют различные точки зрения: 'западная' - через Балканы, 'восточная' - через Кавказ. По др. гипотезе Х. принадлежали к древнейшему населению Малой Азии. Судя по заимствованиям из языка Х. (см. Хеттский язык ) и собственным именам, встречающимся в документах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах Анатолии, где были колонии ассирийских купцов, Х. к рубежу 3-2-го тыс. до н. э. уже находились в Малой Азии. Памятники изобразительного искусства Х. 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологический тип к этому времени обнаруживает явный кавказоидный облик, а хеттская культура - следы взаимодействия с культурой хатти и позднее - с культурой хурритов . В 14 - начале 12 вв. до н. э. (т. н. период Нового царства) Х. уже не были господствующим этническим слоем, хотя хеттский язык (с некоторым числом лувийских вкраплений) оставался основным языком государственных документов Хеттского царства. Носители 'позднехеттской' культуры на юго-востоке Малой Азии и в Северной Сирии, иногда называемые 'хеттами' в иноязычных текстах, в частности ветхозаветных, по языку были лувийцами.

Искусство Х. связано с художественными традициями более древнего населения Малой Азии. К т. н. протохеттскому периоду относят золотые, бронзовые и медные штандарты-эмблемы, целостные, слабо расчленённые по формам статуэтки животных (быков, оленей), нередко украшенные гравированным геометрическим узором (2-я половина 3-го тыс. до н. э.), монохромную чернолощёную (кувшины-чайники и кувшины с длинным узким горлом) и полихромную, т. н. 'каппадокийскую', керамику с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, близкую изделиям Кипра (находки на холме Алишар-Хёюк , в Хаттусасе , с. Кюль-Тепе и др., конец 3-го - начало 2-го тыс. до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. искусство Х., сохраняя самобытность, впитывает воздействия древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуры (см. Вавилоно-ассирийская культура ), оказывая в свою очередь влияние на искусство Сирии и Ассирии. Открытые поселения с круглыми и прямоугольными в плане глиняными хижинами на булыжном фундаменте сменяются к началу 2-го тыс. до н. э. крепостями-убежищами и крепостями-поселениями, округлыми в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов (см. Самаль ). Для построек Х. характерно применение каменных фундаментов и цоколей, деревянных и каменных свободно стоящих опор. Жилые дома (иногда 2-этажные) обычно имеют плоскую крышу и открытый двор перед фасадом. Широко распространённый тип здания (дома, дворца и храма) - т. н. бит-хилани - имеет с продольной стороны вход в виде портика на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий часто облицовывались внизу плитами с плоскорельефными изображениями (т. н. ортостатами). Развитые у Х. круглая скульптура и рельефы, как правило, подчинены глыбе камня (мощные полуфигуры львов и сфинксов, выступающие из каменных блоков, обрамляющих ворота внешних стен в Хаттусасе, 15-12 вв. до н. э., массивные статуи божеств). Плоскорельефные изображения на ортостатах зданий и стелах (священные животные, божества, фигуры царей в молитвенной позе, сцены придворной жизни), выполненные обобщёнными контурными линиями и слабо расчленённые по формам, отмечены монументальностью и статикой, суровой мощью образов. Перекликающиеся с ассирийскими рельефами, они отличаются, однако, относительно большей свободой композиции, поз, движений.

Более каноничны священные наскальные рельефы (рельефные фризы на скале святилища Язылыкая близ г. Хаттусас, где изображены процессии шествующих навстречу друг другу богов - конец 2-го тыс. до н. э.). В середине 9 - 6 вв. т. н. позднехеттское искусство утрачивает своеобразие, в нём усиливаются ассирийское и арамейское влияния (стелы с рельефными изображениями из Самаля и Сакче-Гёзю ).

Лит.: Гиоргадзе Г. Г., 'Текст Анитты' и некоторые вопросы ранней истории хеттов, 'Вестник древней истории', 1965, |4 (94): Sommer F., Hethiter und Hethitisch, Stuttg., 1947; Pettier E., L'art hittite, fasc. 1-2, P., 1926-31; Guгney O. R., The Hittites, L., 1961; Akurgal E., The art of the Hittites. Photographs by М. Hirmer, L., 1962; Schaeuble J., Zur Anthropologie der Hethiter, 'Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien', 1957, Bd 87 .

В. В. Иванов, В. К. Афанасьева (архитектурра, изобразительное искусство).

Большая советская энциклопедия, БСЭ.