Значение ХАКСЛИ ОЛДОС ЛЕОНАРД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ХАКСЛИ ОЛДОС ЛЕОНАРД

(Huxley) Олдос Леонард (26.7.1894, Годалминг, Суррей, - 22.11.1963, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США), английский писатель. Внук биолога-дарвиниста Т. Г. Гексли. Окончив Оксфордский университет (1921), занялся профессиональной литературной деятельностью. Литературное наследие Х. включает стихи, рассказы, путевые очерки, биографии, критическое эссе о литературе, театре, музыке, живописи, философские трактаты. Наибольшую известность получили романы Х. Уже в ранних романах - 'Жёлтый Кром' (1921), 'Шутовской хоровод' (1923, рус. пер. 1936), 'Контрапункт' (1928, рус. пер. 1936) - формируется тип т. н. интеллектуального романа (сам Х. определял его как 'роман идей'). В книгах 20-х гг. доминирует сатирический пафос; объекты сатиры Х. - традиционный британский снобизм, претенциозность и духовная пустота 'высшего общества', бездумное увлечение части интеллигенции фрейдизмом и авангардизмом. В 30-е гг. сатирическое начало в творчестве Х. слабеет. Он начинает абсолютизировать биологические свойства человеческой природы. Этапом в эволюции Х. стала 'антиутопия' 'Прекрасный новый мир' (1932); её основную идею писатель заимствовал из работы Б. Рассела 'Научное мировоззрение' (1931). В 'прекрасном новом мире' (название романа взято из 'Бури' У. Шекспира) господствуют автоматизация, стандарт и бездуховность, в нём нет места искусству и самым естественным человеческим чувствам - любви и материнству. Ужас перед стремительным техническим прогрессом и неверие в социальный прогресс приводят Х. к идеям непротивления злу, к религии и восточной мистике. Но даже идею нравственного самосовершенствования в романе 'После многих лет умирает лебедь' (1939) компрометирует гротескно-фантастическая концовка романа. Концепция человека, складывающаяся в произведениях Х. 30-40-х гг., сближается с модернистской, трактующей человека как низменное и грязное животное (роман 'Обезьяна и сущность', 1948). В послевоенные годы Х. всё реже обращается к художественному творчеству. Путь Х. от рационализма к мистике - один из ярких примеров кризиса буржуазно-либерального сознания в 20 в.

Соч.: Collected works, v. 1-26, L., 1946-1956; Collected short stories, N. Y., 1957; Collected essays, L., 1959; Literature and science, N. Y., 1963; Letters, N. Y., 1970; Crome yellow, [Предисл. Г. А. Анджапаридзе], Moscow, 1976; в рус. пер. - Прекрасный новый мир (фрагменты), 'Интернациональная литература', 1935, | 8 .

Лит.: Паляевский П., Гибель сатирика, в кн.: Современная литература за рубежом, М., 1962; Жантиева Д. Г., О. Хаксли, в её кн.: Английский роман ХХ в., М., 1965; Ивашева В. В., О. Хаксли, в её кн.: Английская литература XX в., М., 1967; Шестаков В., Социальная антиутопия О. Хаксли - миф и реальность, 'Новый мир', 1969, | 7; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970; Atkins J. A. Huxley, L., 1967; Holmes Ch. М., Aldous Huxley and the way to reality, Bloomington - L., [1970]; Woodcock G., Dawn and the darkest hour, N. Y., 1972; Tbody Ph., Aldous Huxley, L., 1973; Bedford S., A. Huxley. A biography, v. 1-2, L., 1973-74.

Г. А. Анджапаридзе.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.