Значение ФРАНС АНАТОЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФРАНС АНАТОЛЬ

(France) Анатоль (псевдоним; настоящее имя - Анатоль Франсуа Тибо; Thibault) (16.4.1844, Париж, - 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар), французский писатель. Член Французской академии с 1896. Сын букиниста. Литературную деятельность начал как журналист и поэт. Сблизившись с группой 'Парнас' , опубликовал книгу 'А. де Виньи' (1868), сборник 'Золотые поэмы' (1873, рус. пер. 1957) и драматическую поэму 'Коринфская свадьба' (1876, рус. пер. 1957). В 1879 написал повести 'Иокаста' и 'Тощий кот', отразившие увлечение позитивизмом, естественными науками. Известность пришла после опубликования романа 'Преступление Сильвестра Боннара' (1881, рус. пер. 1899). В 70-80-х гг. писал статьи, предисловия к изданиям классиков французской литературы, составившие затем сборник 'Латинский гений' (1913). Под влиянием философии Ж. Э. Ренана Ф. в 80-е гг. противопоставляет пошлости и убожеству буржуазной действительности наслаждение духовными ценностями и чувственными радостями (роман 'Таис', 1890, рус. пер. 1891). Наиболее полное выражение философского воззрения Ф. нашли в сборнике афоризмов 'Сад Эпикура' (1894, полный рус. пер. 1958). Неприятие буржуазной действительности проявляется у Ф. в форме скептической иронии. Выразитель этой иронии - аббат Куаньяр, герой книг 'Харчевня королевы Гусиные лапы' (1892, рус. пер. под название 'Саламандра', 1907) и 'Суждения господина Жерома Куаньяра' (1893, рус. пер. 1905). Сталкивая своих героев с жизнью королевской Франции 18 в., Ф. иронизирует не только над порядками прошлого, но и над современной ему социальной действительностью Третьей республики. В новеллах (сборники 'Валтасар', 1889; 'Перламутровый ларец', 1892; 'Колодезь святой Клары', 1895; 'Клио', 1900) Ф. - увлекательный собеседник, блестящий стилист и стилизатор. Осуждая фанатизм, лицемерие, писатель утверждает величие естественных законов жизни, право человека на радость и любовь. Гуманистические и демократические взгляды Ф. противостояли декадентской литературе, иррационализму и мистике.

В конце 90-х гг. в связи с усилением реакции, одним из проявлений которой было 'дело Дрейфуса' (см. Дрейфуса дело ), Ф. пишет резкую и смелую сатиру - тетралогию 'Современная история', состоящую из романов 'Под придорожным вязом' (1897, рус. пер. 1905), 'Ивовый манекен' (1897), 'Аметистовый перстень' (1899, рус. пер. 1910) и 'Господин Бержере в Париже' (1901, рус. пер. 1907). В этом сатирическом обозрении Ф. с документальной точностью воспроизвёл политическую жизнь Франции конца 19 в. Через всю тетралогию проходит дорогой автору образ гуманиста, учёного-филолога Бержере. Социальная тема характерна и для большинства рассказов сборника 'Кренкебиль, Пютуа, Рике и много др. полезных рассказов' (1904). Судьба зеленщика Кренкебиля, героя одноименного рассказа, ставшего жертвой судебного произвола, безжалостной государственной машины, поднята до большого социального обобщения.

В начале 20 в. Ф. сблизился с социалистами, с Ж. Жоресом; в газете 'Юманите' за 1904 он опубликовал социально-философский роман 'На белом камне' (отдельное изд. 1905), основная идея которого - утверждение социализма как закономерного и единственно положительного идеала будущего. Ф.-публицист последовательно выступал против клерикально-националистической реакции (книга 'Церковь и республика', 1904). Высший подъём публицистической деятельности Ф. связан с Революцией 1905-07 в России, он - председатель основанного им Общества друзей русского народа и присоединённых к России народов (февраль 1905). Его публицистика 1898-1906 частично вошла в сборники 'Социальные убеждения' (1902), 'К лучшим временам' (1906). Поражение революции было тяжёлым ударом для Ф. В произведениях Ф. выразились и мучительные противоречия, сомнения и ещё более обострившаяся и углубившаяся после 1905 критика буржуазного общества: романы 'Остров пингвинов' (1908, рус. пер. 1908), 'Восстание ангелов' (1914, рус. пер. 1918), новеллы в сборнике 'Семь жен Синей бороды' (1909). В историческом романе 'Боги жаждут' (1912, рус. пер. 1917) Ф., показывая величие народа, самоотверженность якобинцев, одновременно утверждает пессимистическую идею обречённости революции. В начале 1-й мировой войны 1914-18 Ф. на некоторое время подпал под влияние шовинистической пропаганды, но уже в 1916 понял империалистический характер войны.

Новый подъём публицистической и общественной деятельности Ф. связан с революционными событиями 1917 в России, вернувшими писателю веру в революцию и социализм. Ф. стал одним из первых друзей и защитников молодой Советской республики, протестовал против интервенции и блокады. Вместе с А. Барбюсом Ф. - автор манифестов и деклараций объединения 'Кларте' . В 1920 он всецело солидаризировался с только что основанной Французской коммунистической партией. В последние годы Ф. заканчивал цикл воспоминаний о детстве и отрочестве - 'Маленький Пьер' (1919) и 'Жизнь в цвету' (1922) - ранее были написаны 'Книга моего друга' (1885) и 'Пьер Нозьер' (1899); работал над философскими 'Диалогами под розой' (1917-24, опубликованы 1925). Нобелевская премия (1921)

Ф. прошёл трудный и сложный путь от утончённого ценителя старины, скептика и созерцателя до писателя-сатирика, гражданина, признавшего революционную борьбу пролетариата, мир социализма. Ценность книг Ф. - в смелом, беспощадном разоблачении пороков буржуазного общества, в утверждении высоких идеалов гуманизма, оригинальном и тонком художественном мастерстве. М. Горький называл имя Ф. в ряду великих реалистов; его высоко ценил А. В. Луначарский.

Соч.: CEuvres complètes illustrees, v. 1-25, P., 1925-1935; Vers les temps meilleurs, Trente ans de vie sociale, v. 1-3, P., 1949-1957; в рус. пер. - Полное собрание соч., под ред. А. В. Луначарского, т. 1-14; т. 16-20, М. - Л., [1928]-31; Собр. соч., т. 1-8, М., 1957-1960.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Луначарский А. В., Писатель иронии и надежды, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Дынник В., Анатоль Франс. Творчество, М. - Л., 1934; Фрид Я., Анатоль Франс и его время, М., 1975; Corday М., A. France d'après ses confidences et ses souvenirs, P., [1927]; Seilliere Е., A. France, critique de son temps, P., 1934; Suffel J., A. France, P., 1946; его же, A. France par luimême, [P., 1963]; Cachin M., Humaniste - socialiste - communiste,'Les Lettres françaises', 1949, 6 Oct., |280; 'Europe', 1954, |108 (номер посвящен А. Франсу); Ubersfeld A., A. France: De l'humanisme bourgeois à l'humanisme socialiste, 'Cahiers du communisme', 1954, |11-12; Vandegans A., A. France. Les annees de formation, P., 1954; Levaililant J., Les aventures du scepticisme. Essai sur l-evolution intellectuelle d-A. France, [P., 1965]; Lion J., Bibliographic des ouvrages consacres à A. France, P., 1935.

И. А. Лилеева.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.