наука о фольклоре ( народном творчестве ) . В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно Ф. становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс.
Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. v мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В 19 v начале 20 вв. основными направлениями мировой Ф. были: миграционная теория (теория заимствований v Т. Бенфей), антропологическая школа ( 'самозарождения сюжетов теория' v Э. Б. Тайлор), этнопсихологическая школа (В. Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители Ф. в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическомотношении в пределах эволюционизма и позитивизма , названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах зап.-европ. и амер. Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.
Диалектико-материалистическоле изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими сов. фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф. v М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для Ф. как науки синтетической. Основные современные международные фольклористические общества: Фольклорное товарищество (Folklor Fellows), Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF), Международный совет народной музыки (IFMC). В СССР v Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН СССР, Всесоюзная фольклорная комиссия при Союзе композиторов СССР.
Лит.: Чичеров В. И., Маркс v Энгельс о фольклоре, 'Советский фольклор', 1936, | 4v5; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, 2 изд., М., 1968; Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970: Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. v Л., 1963; Мелетинский Е., Вопросы теории эпоса в современной зарубежной науке, 'Вопросы литературы', 1957, |2: Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975; Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора, Л., 1976; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1v4, СПБ, 1890v92; Азадовскпй М. К., История русской фольклористики, т. 1v2, М., 1958v63; Бандарчык В. К., Гicторыя беларускай этнаграфii XIX ст., Miнск, 1964: Дей О. I., Сторшки з icторi© укра©нськоi фольклористики, К., 1975: Соколова В. К., Советская фольклористика к 50-летию Октября, 'Советская этнография', 1967, |5; Гацак В. М., Фольклористика Советского Союза за 50 лет, 'Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка' 1972, т. 31, в. 6 .
Иностр. литературу по Ф. см. Bibliographie Internationale des Arts et Traditions Populaires (Internationale Volkskundliche Bibliographie), Bale v Bonn, 1949 v,
В. Е. Гусев