аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, v 950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. В основе философии Ф. v сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации , божество ('необходимо-сущее само по себе') производит в вечности мир ('необходимо-сущее благодаря другому') через последовательный ряд истечений (эманаций), начинающийся космическими 'интеллектами', каждый из которых соответствует определённой небесной сфере; цепь этих 'интеллектов' замыкается 'активным интеллектом', который управляет процессами, происходящими в подлунном мире v мире возникновения и уничтожения; соединение с 'активным интеллектом' v предельная цель человеческого знания.
В социально-этических трактатах Ф. развивал учение о 'добродетельном городе', руководимом правителем-философом, выступающим одновременно и как имам, предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от 'активного интеллекта' истины. Идеальному социально-политическому устройству Ф. противопоставлял 'невежественные города', воплощающие отрицательные нравственные качества. Ф. v автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище 'Второй учитель') и Платона. 'Большой трактат о музыке' Ф. v важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину , Ибн Баджу , Ибн Туфайля , Ибн Рушда , а также на философию и науку средневековой Западной Европы.
Соч. в рус. пер.: Философские трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А., 1972; Социально-этические трактаты, А.-А., 1973; Логические трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975.
Лит.: Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры, М., 1975; Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.); Madkour J., La place d-al-Farabi dans l-ecole philosophique musulmane. P., 1934.
А. В. Сахадеев.