(от лат. fabula v предание, басня, сказка, рассказ), повествование о событиях, изображенных в эпических, лиро-эпических, а иногда и драматических произведениях, в его отличии от самих событий v от сюжета произведений. Нередко эти термины употребляются и в обратном соотношении (см. Сюжет ) .
Ф. может отличаться от сюжета: 1) порядком повествования v события располагаются не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т.п. ('Герой нашего времени' М. Ю. Лермонтова, 'Бильярд в половине десятого' Г. Белля, 'Прощай, Гульсары!' Ч. Айтматова); 2) субъектом повествования: оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего ('Отец Горио' О. Бальзака, 'Дело Артамоновых' М. Горького) или же выражающего свою эмоциональную настроенность ('Человек, который смеется' В. Гюго), но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий, их оценивающего ('Бесы' Ф. М. Достоевского, 'Доктор Фаустус' Т. Манна), или от лица героя ('Моя жизнь' А. П. Чехова, 'Прощай, оружие!' Э. Хемингуэя) и т.п.; 3) мотивировкой повествования v оно может быть дано как воспоминание ('Хаджи-Мурат' Л. Н. Толстого), дневник ('Записки сумасшедшего' Н. В. Гоголя), письма ('Страдания молодого Вертера' И. В. Гёте), летопись ('История одного города' М. Е. Салтыкова-Щедрина) и т.п. Иногда автор начинает произведение с изображения рассказчика, обстановки и повода его рассказа или воспоминания о событиях, а в конце возвращается ко всему этому; такой фабульный приём называется 'обрамлением' сюжета ('Вешние воды' И. С. Тургенева, 'Человек в футляре' Чехова). Различие между Ф. и сюжетом в одном произведении может быть и большим и минимальным. С помощью фабульных приёмов писатель стимулирует интерес к развитию событий, углубляет анализ характеров героев, усиливает пафос произведения. Существует точка зрения, что термин 'Ф.' излишен, поскольку весь диапазон его значений покрывается понятиями 'сюжет', 'схема сюжета', 'композиция сюжета'.
Лит. см. при ст. Сюжет .
Г. Н. Поспелов.