Значение УНАМУНО МИГЕЛЬ ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

УНАМУНО МИГЕЛЬ ДЕ

(Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, v 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей 'Поколения 1898 года' (см. Испания , раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У. v депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж.

Деятельность У. многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу ('Об исконности', 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике 'Луча де классе'. После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма . Огромное влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центральная проблема философии У. v духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере v невозможность веры для современного разума. У. вводит понятие 'агонии' v особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры ('Трагическое чувство в жизни людей и народов', 1913; 'Агония христианства', 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть 'я' в мире ('Жизнь Дон Кихота и Санчо', 1905, 'Абель Санчес', 1917; 'Тётя Тула', 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм ('Любовь и педагогика', 1902), утверждал личный, 'экзистенциальный' характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности ('героическое безумие', 'кихотизм') единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира. В последнем произведении v повести 'Святой Мануэль Добрый, мученик' (1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.

После первого романа 'Мир во время войны' (1897) У. переходит к экспериментальному художественному повествованию: обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа 'Туман' (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет 'внутреннюю реальность', реальность воображения и воли 'внешней реальности' (книга 'Назидательные новеллы', 1920). У. стремился лишь к передаче 'внутренней реальности', однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие У. отличается гуманистическим богатством тем, классической ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной искренностью ('Песенник', издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии У. занимала Испания v судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.

Влияние У. на йен. культуру 20 в. огромно. В течение нескольких десятилетий многие его работы были запрещены католической церковью. Наследие У. способствовало освобождению исп. интеллигенции из-под власти католической ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления.

Соч.: Obras completas, v. 1v14, Madrid, 1958v72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер. v Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М,, 1929; Назидательные новеллы, М. v Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, 'Иностранная литература', 1974, | 2 .

Лит.: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973: Granjel L., Retrato de Unamuno, Madrid v Bogota, 1957; Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960: Collado J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962: Schurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefilhis, Bern v Munch., 1962; Salcedo E., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965: Unamuno centennial studies. [Texas], 1966; Ilie P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison, 1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and creation, Berkeley v Los Ang., 1967.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.