Значение УИСТЛЕР ДЖЕЙМС ЭББОТ МАК-НЕЙЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

УИСТЛЕР ДЖЕЙМС ЭББОТ МАК-НЕЙЛ

(Whistler) Джеймс Эббот Мак-Нейл (10.7.1834, Лоуэлл, штат Массачусетс, - 17.7.1903, Лондон), американский живописец и график. Сын военного инженера. Жил в Петербурге (1843-49; посещал АХ), в Париже (1855-1859; учился в мастерской Ш. Глейра) и Лондоне (1859-84, 1896-1903). Испытал влияние Г. Курбе , а также японского искусства; шёл путём, во многом близким французскому импрессионизму . В портретах добивался лаконичной обобщенности композиции, изысканной музыкальности линейных ритмов и тональных созвучий ('Симфония в белом | 1 . Девушка в белом', 1862, Национальная галерея, Вашингтон; Портрет матери, 1871, Музей импрессионизма, Париж, см. илл. ; портрет мисс С. Александер, 1872-1874, Национальная галерея, Лондон). Стремление У. к живописным эффектам приводило в его пейзажах - 'ноктюрнах' к впечатлению зыбкой, порой почти ирреальной подвижности среды ('Ноктюрн в синем и золотом. Старый мост в Баттерси', 1872-75, галерея Тейт, Лондон). Крупный мастер офорта ('Венецианская серия', 1879-80).

Соч. в рус. пер.: Изящное искусство создавать себе врагов. [Вступ. статья, сост., пер. и примеч. Е. А. Некрасовой], М., 1970.

Лит.: Me Mullen R., Victorian outsider. A biography ofJ. A. М. Whistler, [L.- Basingstoke, 1974]; Weintraub S., Whistler: a biography, N. Y., 1974.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.