Значение ТИРСО ДЕ МОЛИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТИРСО ДЕ МОЛИНА

де Молина (Tirso de Molina) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Tellez) j (1571 или около 1583, Мадрид, - 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 - его историограф. Первая опубликованная книга - 'Толедские виллы' (1621) - по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе 'Стыдливый во дворце', написана в 1605-06). Своеобразной 'благочестивой' антитезой ей является сборник 'Услаждать, принося пользу' (1635). В 1627-1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.

Т. де М. писал пьесы на исторические ('Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса', 1615-21, изд. 1635; 'Мудрость женщины', 1630-33, изд. 1634, и др.), библейские ('Месть Фамари', 'Что больше, то и меньше', 1614, изд. 1627, и др.) и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы [наиболее известная - 'Осуждённый за недостаток веры', 1614-15(-), изд. 1634], ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий 'плаща и шпаги ' интрига (классический образец - 'Дон Хиль зелёные штаны', 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, 'Ревнивая к себе самой').

Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо . Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма - 'Севильский озорник, или Каменный гость' [1619- 20(-), изд. 1630], в основе которой - народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он - скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.

Соч.: Obras dramaticas completas, t. 1-3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер. - Комедии, [вступ. ст. В, Сплюнаса], Т . 1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. Н. Томашевского, М., 1972].

Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.-Л., 1960; Nougue A., L'oevre en prose de Tirso de Molina Toulouse, [1962]; Maurel S., L'univers dramatique de Tirso de Molina. These, [P.], 1971.

С. И. Еремина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.