(итал. terra cotta, от terra - земля, глина и cotta - обожжённая), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали). После обжига Т. приобретает характерные цвет (от светлого кремового до красно-коричневого и чёрного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой). Важнейшие памятники художеств. Т. - мелкая пластика, распространённая почти во всех неолитических культурах, скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов, средневековая резная Т. в зодчестве Средней Азии, итальянские орнаментально-рельефные архитектурные детали и портретные бюсты эпохи Возрождения, статуэтки 18 в. (обычно в духе рококо ) . В России производство архитектурной Т. известно уже в Киевской Руси. С 15 в. в русском зодчестве Т. применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, с 18 в. - в скульптурных эскизах, бюстах и т. д. Декоративная облицовочная Т. нашла широкое применение в советском зодчестве 1950-х гг. В современной скульптуре Т. особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.
Лит.: Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик ф. Г., Архитектурная терракота., М., 1941.