и тенденциозность (от лат. tendo - направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. - органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные). В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие пафоса.
В более употребительном и узком значении Т. называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения 'личности' в 'принципе', то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа 'выхода идеи из образа'). Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Т., а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.
Понятия Т. и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в.. то есть в период зрелости реализма и одновременно - первых симптомов натурализма , поставившего под сомнение 'идеальное' начало в искусстве и ориентировавшегося на 'бесстрастие' естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или 'основ' и 'логики жизни'), и образное выражение 'идеального', 'высшего взгляда' автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская 'идея о мире' присутствовала бы 'между строк' (Л. Н. Толстой). Открытая же Т., или тенденциозность ('идея высказывается помимо образа' - И. А. Гончаров), в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным 'запросам жизни'. Однако, противополагая открыто 'тенденциозное' 'художественному', русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия ('Бесы' Ф. М. Достоевского или 'Воскресение' Л. Н. Толстого). Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма , начиная с его основоположника М. Горького (роман 'Мать').
Марксистская критика всегда отстаивала Т. в широком смысле, особенно в борьбе с формализмом и 'искусством для искусства' , оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры), романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению, 'свободный выход субъективности художника' (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором - самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8-9), считая такую Т. уделом литераторов 'мелкого калибра'. В современной эстетике понятия Т. и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность ) .
В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.