де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, Сарсена, близ г. Клермон-Ферран, - 10.4.1955, Нью-Йорк), французский учёный-палеонтолог, философ, теолог, член Парижской АН (1950). Учился в коллеже иезуитов с 1899. В 1920-23 профессор Католического института в Париже. Несоответствие взглядов Т. официальной доктрине католицизма стало причиной отстранения его от преподавательской деятельности и долговременная запрета публикаций его философских работ. В 1923-46 жил в Китае. Вёл геологические, палеонтологические и археологические исследования в Китае, Индии, Бирме, на Яве и др.
Т. - один из первооткрывателей синантропа . Опираясь на достижения современной науки, он пытался создать цельное мировоззрение, так называемую научную феноменологию, в которой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Главный методологический принцип Т. - идея эволюции, получившая у него телеологическое истолкование. Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции - 'Ткани Универсума', являющейся модификацией особой радиальной энергии, которая имеет психическую природу. Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является 'пункт Омега' - духовный центр, который воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, выступающей как форма божественной благодати. Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в 'феномене человека'. Человек - вершина эволюции, направленной в будущее. Преобразуя материю, человек включается в творчество эволюции. История человечества, по Т., - завершающий этап космогенеза, её предпосылкой является 'персонализация', возникновение личности и мысли и образование ноосферы (идеальной, духовной оболочки Земли). Дальнейшее совершенствование эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. Технический прогресс и развитие экономики - необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор. Религия, обосновывающая мораль, должна, объединившись с наукой, обновить толкование своих принципов и стать религией действия. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Доктрина Т. крайне противоречива. Его христианский эволюционизм во многих пунктах оказывается разновидностью пантеизма . Оптимизм, гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господствующих течений современной буржуазной философии. Жизнеутверждающий пафос философии Т. создал ему значительный авторитет среди современной католической интеллигенции. Сторонники Т. оказывают активное влияние на обновление официальной доктрины католицизма.
Соч.: CEuvres, t. 1-9, P., 1955-65; Hymne de l'Univers, P., 1961; Blondel et Teilhard de Chardin. Correspondance, P., 1965; Lettres intimes..., P., 1972; в рус. пер., - Феномен человека, М., 1965.
Лит.: Левада Ю. А., 'Феномен Тейяра' и споры вокруг него, 'Вопросы философии', 1962, | 1; Зеньковский В. В., Основы христианской философии, т. 2, Париж, 1964; Плужанский Т., Некоторые черты воззрений Тейяра де Шардена, в сборнике: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 16; Guenot С., Pierre Teilhard de Chardin. Les grandes etapes de son evolution, P., [1962]; его же. Ce que Teilhard a vraiment dit, P., 1972; Hengstenberg H.-E., Mensch und Materie, Zur Problematik Teilhard de Chardins, Stuttg., 1965; Pinzariski Т., Marksizm a fenomen Teilhard, [Warsz.], 1967 (лит.); Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliographie. 1955-1965, Freiburg-Munch., 1965; Poulin D., Teilhard de Chardin. Essai de bibliographic (1955-66), Quebeck, 1966; Baudry G.-H., Pierre Teilhard de Chardin. Bibliographic (1881-1972), Lille, 1972.
В. М. Пасика.