Значение СУХОВО-КОБЫЛИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СУХОВО-КОБЫЛИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Александр Васильевич [17(29).9.1817, Москва, - 11(24). 3.1903, Больё, Франция], русский драматург, академик Петербургской АН (с 1902). Родился в старинной дворянской семье. Окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета (1838), изучал философию в Гейдельберге и Берлине. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался, дело было прекращено из-за отсутствия каких-либо доказательств его вины. Тем не менее С.-К. во время следствия должен был откупаться от вымогателей-чиновников, и до конца жизни светская молва приписывала ему преступление. Непричастность С.-К. к убийству была доказана советскими исследователями, изучившими судебные архивы.

В 1852-54 написана первая комедия С.-К. 'Свадьба Кречинского' (постановко Малого театра, 1855, опубликована 1856), посвященная моральной деградации русского дворянства. Образы Кречинского и Расплюева - замечательные создания комедиографа. Кречинский - типичная фигура прожигателя жизни, циничного и наглого игрока, Расплюев - его непременный спутник, прихлебатель, олицетворение беззастенчивости порока, 'благодушия зла'. Сатирическая драма 'Дело' (опубликована 1869, поставлена 1882), долгое время находившаяся под цензурным запретом, обличала бюрократическую систему самодержавия, от министра до писаря. В этой пьесе были воспроизведены многие подробности судебного процесса самого С.-К. Центральные фигуры 'Дела': чиновник Варравин - опытный, жестокий и беспощадный, уверенный в себе вымогатель; Тарелкин - менее искусный, но более агрессивный, жадный и бесстыдный в своём хищничестве взяточник. Положительный герой драмы, 'частное лицо', честный дворянин Муромский погибает под натиском целой 'армии чиновников', изображенной в драме. В 1869 С.-К. завершил комедию 'Смерть Тарелкина' и опубликовал 3 свои пьесы в виде драматической трилогии под названием 'Картины прошедшего'. После завершения трилогии С.-К. отдался занятиям философией.

Каждая из пьес С.-К. являет собой новую жанровую систему: 'Свадьба Кречинского' - сатирическая комедия; 'Дело' - сатирическая драма; 'Смерть Тарелкина' - сатирический фарс, гротескный и фантасмагорический. Это - первая в русской драматургии пьеса, где объектом сатирического обличения стала главная опора государства - полиция, где изображены картины полицейского произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. 'Дело' и 'Смерть Тарелкина' долго не допускались на сцену, и полный текст этих пьес прозвучал с подмостков театра только после 1917. Драматические произведения С.-К. ставились виднейшими советскими режиссёрами с участием крупнейших советских актёров; постановки 'Свадьбы Кречинского' и 'Дела' были экранизированы.

Соч.: Трилогия. [Вступ. ст. Л. Гроссмана, послесл. В. Сахновского], М,- Л., 1927; Трилогия. [Предисл. и коммент. К. Рудницкого], М., 1966.

Лит.: Гроссман Л., Театр Сухово-Кобылина, М.- Л., 1940; Рудницкий К., А. В. Сухово-Кобылин. Очерк жизни и творчества, М., 1957.

К. Л. Рудницкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.