Значение СПЕНДИАРОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СПЕНДИАРОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ

(настоящая фамилия - Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, - 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист Армянской ССР (1926). Классик армянской музыки. Окончил юридический факультет Московского университета (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1892-94) и Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896-1900). Долгое время жил в Крыму. Творчество С. развивалось под влиянием передовой русской и армянской культуры (общался с А. К. Глазуновым, М. Горьким, поэтом О. Туманяном и др.). Как композитор С. утверждал реалистическое искусство, тяготел к программной музыке, создал в своих произведениях опоэтизированные образы природы, жанровые картины народный жизни. За симфоническую картину 'Три пальмы' (1905), легенду 'Бэда-проповедник' (1907) и мелодекламацию 'Мы отдохнём' (на текст А. П. Чехова, 1910) получил Глинкинские премии (1908, 1910, 1912). В ряде его сочинений звучит протест против социальной несправедливости и призыв к свободе: элегия 'Несжатая полоса' для хора с оркестром (слова Н. А. Некрасова, 1902), героическая песня 'Туда, туда, на поле чести' (по роману 'Раны Армении' Абовяна, слова И. Иоаннисяна, 1914), ария с оркестром 'К Армении' (1915).

После Октябрьской революции 1917 С. активно включился в строительство сов. культуры. Руководил самодеятельными хорами, оркестрами, обрабатывал народный, в том числе революционные, песни. С 1924 жил в Ереване, участвовал в работе института науки и искусства, консерватории, в организации музыкального издательства и симфонического оркестра. В расцвете творческих сил С. написал 'Эриванские этюды' для оркестра (1925), до конца жизни работал над героико-патриотической оперой 'Алмаст' по поэме 'Взятие Тмкаберта' Туманяна (1930, Москва). Среди сочинений С. - 'Концертная увертюра' (1900), 2 сюиты 'Крымские этюды' (1903, 1912), кантата 'Памяти В. В. Стасова' (1907), романсы, мелодекламации, вокальные ансамбли, хоры, камерно-инструментальные произведения. Имя С. присвоено Армянскому театру оперы и балета.

Соч.: Полн. собр. соч., сост. и ред. Г. Е. Будагян, т. 1-10, Ер., 1943-71; Автобиография, 'Советская музыка', 1938, | 4 .

Лит.: Шавердян А., А. А. Спендиаров, М. - Л., 1939; Спендиарова М., Спенднаров, М., 1964; Тнгранов Г., А. А. Спендиаров, 2 изд., М., 1971; Александр Спендиаров. Статьи и исследования, сост. Г. Геодакян, Ер., 1973.

Г. Г. Тигранов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.