чувственная ступень познания (см. Отражение , Теория познания ). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции . Первое из этих пониманий восходит к Платону , у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания 'по истине'. Второе понимание развивалось И. Кантом , который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С. - 'эмпирическое' (сознание об индивидуальном предмете) и 'эйдетическое', предметом которого является сущность ('эйдос').
Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. 'Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно' (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.
Лит . см. при ст. Теория познания .