Значение СЛОВАЦКИЙ ЮЛИУШ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СЛОВАЦКИЙ ЮЛИУШ

(Slowacki) Юлиуш (4.9.1809, Кременец, ныне Тернопольской области УССР, - 3.4.1849, Париж), польский поэт. Родился в семье профессора. Окончил юридический факультет Вильнюсского университета (1828). Уже ранние поэмы С. носят романтический характер ('Гуго', 1829; 'Ян Белецкий', 1830, и др.). Первые драмы С. - попытки создания трагедии политических конфликтов и человеческих страстей ('Мария Стюарт', 1830; 'Миндовг, король литовский', 1831). На польское восстание 1830-31 С. откликнулся циклом патриотических стихов ('Ода к свободе', 1830, и др.). С 1831 жил в эмиграции.

Наряду с А. Мицкевичем С. - наиболее полный выразитель идей революционного романтизма. Лирическим шедевром С. стала поэма ' В Швейцарии' (опубликована 1839). В 40-е гг. С. создал польский романтический театральный репертуар. В поэмах ('Ламбро', 1833; 'Ангелли', 1838), драмах и трагедиях ('Кордиан', 1834; 'Горштыньский', написана в 1835, опубликована в 1881, и др.) критически освещал роль шляхты в освободительном движении; в политической лирике выступал против клерикализма, за идеи народной революции ('Ответ на 'Псалмы будущего'', 1845-48, и др.). С. принадлежит цикл драм сказочно-фантастического характера ('Балладина', 1834, опубликована 1839; 'Лилла Венеда', 1840). Реалистические тенденции сказались в драме 'Фантазии' (1841). В лирике С. доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости ('Гимн', 1836, опубликован 1839; 'Моё завещание', 1839-40, и др.). Как прозаик выступал с фрагментами исторической прозы. Вершиной его творческих исканий стала поэма 'Бенёвский' (1840-41, неокончена, опубликована 1841, рус. пер. 1973), отмеченная виртуозным стихотворным мастерством. В поздних драмах С. при наличии мистико-религиозного элемента не исчезают ни патриотические стремления ('Ксёндз Марек', 1843), ни интерес к социальным конфликтам ('Серебряный сон Соломеи', 1844). Лирика С. середины 40-х гг. обретает космическую образность, пророческую страстность, она пронизана напряжённым ожиданием революционного взрыва. Синтезом философско-исторических взглядов С. должна была стать эпопея 'Король - Дух' (незакончена). В России С. долгое время был мало известен. На рубеже 19-20 вв. им заинтересовались русские символисты (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов). Лучшие переводы (А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Л. Н. Мартынова и др.) появились после 2-й мировой войны 1939-45.

Соч.: Dziela, t. 1-14, 3 wyd., Wr., 1959; Dziela wsrystkie, t. 1-15, 2 wyd., Wr., 1952-1963; в рус. пер. - Избр. соч., т. 1-2, М., 1960; Лирика, М., 1966; Стихи. Мария Стюарт, М., 1975.

Лит.: Стахеев Б, Ф., Ю. Словацкий, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Левiнська С. И., Юлiуш Словацький. Життя i творчий шлях, Ки©в,1973; Вернее Г. Д., ЮлЁуш Словацькнй i Укра©на, Ки©в, 1959; Ю. Словацкий. Биобиблиографический указатель, М., 1959; Kleiner J., Slowacki. Dzieje tworezosci, t. 1-4, Lw. - Warsz. - Kr., 1924-28; Kalendarz zycia i tworszosci J. Slowackiego, Wr., 1960; Treugutt S., 'Beniowski'. Kryzys in dywidualizmu romantycznego, Warsz., 1964; Sawrymowicz E., J. Slowacki, 4 wyd., Warsz., 1973 (лит.).

Б. Ф. Стахеев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.