Значение СВИФТ ДЖОНАТАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое СВИФТ ДЖОНАТАН

(Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, - 19.10.1745, там же), английский писатель. Родился в семье стряпчего. В 1682-88 учился в Тринити-колледже Дублинского университета. В 1689-99 секретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В начале 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущённо-пародийный стиль обрёл в прозе. Первое произведение С. - памфлет 'Битва книг' (1697) - жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуаазной цивилизации. Жанровый поиск 'Битвы книг' успешно завершился в 'Сказке о бочке' (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами 'Автора' С. формулирует религиозные, гуманистические, утопические претензии буржуазного прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трёх братьях (каждый из которых олицетворяет одну ветвь христианства - католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения.

В 1701 С. получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. уже приобрёл славу политического памфлетиста) и виги считали его своим сторонником, но памфлетами 'Соображения английского церковника' (1708) и 'Рассуждение об отмене христианства' (1709) С. подтвердил свою идейно-политическую независимость. В те же годы С. создал цикл нашумевших памфлетов, в которых под маской 'учёного' предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты.

В 1710-14 С. сблизился с руководителями правительства тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. активно поддерживал и направлял правительственную политику в статьях журнала 'Экзаминер' (1710-11), в памфлетах 'Поведение союзников' (1711), 'Общественный дух вигов' (1714) и др. Его каждодневные письма-отчёты 1710-13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный 'Дневник для Стеллы'. В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политического изгнанника, С. включился в борьбу за попранные права ирландского народа (памфлеты 'Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры', 1720; 'Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков', 1729). В 1723-24 в серии 'Писем суконщика', воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. так умело связал широкую политическую агитацию с конкретным событием, что английское правительство едва предотвратило народное восстание в Ирландии.

Вершина творчества С. - 'Путешествия Гулливера' (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий , С. 'открывает' фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Его комичным, снижающим отражением предстаёт мирок лилипутов; здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории ('Путешествие в Бробдингнег'); в 'Путешествии в Лапуту' осмеяно безумие 'чистого' научного прогресса; несостоятельность буржуазного просветительского гуманизма демонстрируется в 'Путешествии в страну гуигнгнмов', где выдвинута ироническая дилемма: 'разумная' лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращённым человеческим существованием. Книга С. - не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр социально-идеологических установок буржуазного прогресса. 'Вперёдсмотрящим' назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произведений С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты 'Наставления слугам' и 'Серьёзный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых' (1733).

Основным приёмом сатиры С. была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматическая сатира С. запечатлела идейную панораму раннего английского Просвещения.

Соч.: The prose works, v. 1-14, Oxf., 1939-68; The poems, v. 1-3, Oxf., 1958; в рус. пер. - Памфлеты, М., 1955; Сказка о бочке, М., 1930; Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, М., 1967.

Лит.: Заблудовский М. Д., Сатира и реализм Свифта, в сборнике: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Левидов М. Ю., Путешествие в некоторые отдаленные страны. Мысли и чувства Джонатана Свифта, М., 1964; Муравьев В., Джонатан Свифт, М., 1968; Craik Н., The life of Jonathan Swift, v. 1-2, L., 1894; Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L. - N. Y., 1936; Williams K., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958; Ehrenpreis I., Swift..., v. 1-2, L., 1964-1967; Swift. Ed. by C. J. Rawson, L., [1971].

В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.