Значение слова САМОНАБЛЮДЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции 'аналитической интроспекции' В. Вундта -Э . Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено 'внутреннему восприятию', протекающему в естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой 'психологической' установке ('интроспекция' в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как 'ошибка стимула' (Титченер).

Кризис 'аналитической интроспекции' наметился уже после работ вюрцбургской школы . Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии , утверждавшей, что целое не складывается из суммы 'элементов', которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те 'первоэлементы', к которым сводилось в 'аналитической интроспекции' наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные 'части' как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую 'аналитическую' установку наблюдателя на естественную, 'феноменологическую', предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю 'сырой' эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.

Лит.: Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164-184; Eisler R., Worterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener E. В., The schema of introspection, 'The American Journal of Psychology', 1912, v. 23, | 4; Boring E. G., A history of introspection, 'Psychological Bulletin', 1953, v. 50, | 3 .

А. А. Пузырей.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.