Значение САМАРИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САМАРИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Юрий Федорович [21.4 (3.5).1819, Петербург, - 19(31).3.1876, Берлин], русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838); магистерская диссертация 'Стефан Яворский и Феофан Прокопович' (1844). В 1844-52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий .

Вначале был гегельянцем. Под воздействием К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 40-х годов С. примкнул к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, С. развивает мысль о трёх периодах национальной жизни ('исключительной национальности', 'подражания' и 'разумной народности'). Разделяя концепцию 'цельного знания' Хомякова, противопоставляя 'тирании рассудка' свободу 'нравственного вдохновения', С. считал, что только в народе сохраняется 'дух в его живой цельности'. Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с 'бездарною, отвлеченною цивилизацией'. Политическая доктрина С. основана на признании только двух сил - самодержавия и сельской общины, которые он неразрывно связывал, причём дворянству С. не придавал особого значения как 'нелепой среде', которая по 'недостатку народного корня' лишена какой-либо творческой силы. Критикуя материализм, С. утверждал, что он 'вовсе не вытекает из естественных наук'.

Основные исторические сочинения С. посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке 'О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе' (1856) С. указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853-56. Из литературно-эстетического наследия С. выделяется статья 'О мнениях LСовременника- исторических и литературных' (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Соч.: Соч., т. 1-10, 12, М., 1877-1911; Переписка с баронессою Э. Ф. Раден 1861-1876, М., 1893; Переписка с А. И. Герценым, 'Русь', 1883, | 1-2.

Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, 'Вопросы философии и психологии', 1891, |2; Введенский С. Н., Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина, Каз., 1899; Гершензон М. О., Исторические записки, М., 1910; Нольде Б. Э., Ю. Ф. Самарин и его время, Париж, 1926; Ефимова М. Т., Ю. Самарин в его отношении к Лермонтову, в кн.: Пушкинский сборник, Псков, 1968; её же, Ю. Самарин о Гоголе, в кн.: Пушкин и его современники, Псков, 1970; История философии в СССР, т. 2, М.. 1970; Hucke G., J. F. Samarin: seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung, Munch., 1970.

М. Т. Палиевский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.