(итал. rondo, франц. rondeau, от rond - круг), 1) распространённая музыкальная форма , основанная на чередовании главной, неизменяемой темы - рефрена, и постоянно обновляемых эпизодов. Возникла из народных песен, в которых запев (каждый раз новый) сопоставляется со стабильным припевом . Старинное, или куплетное, Р. широко представлено в музыке французских клавесинистов 17-18 вв. Венские классики часто обращались к Р. в финалах своих сонатно-симфонических циклов. Для их Р. характерны тематический контраст между рефреном и эпизодами (два, реже три), появление связующих построений между рефреном и эпизодами, завершающая целое кода. В последующее время Р. вновь используется и как форма самостоятельной пьесы; композиционный план Р. становится более свободным. Форма Р. проникает и в вокальные жанры (романс, ария, оперная сцена), в балетную музыку. Черты Р. находят преломление в многочисленных 'рондообразных' формах.
2) Рондо, твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 15 строк в 3 строфах с рифмовкой aabba, abbR, aabbaR, где R - рефрен (обычно нерифмующийся), повторяющий первые слова 1-й строки. Содержание Р. преимущественно любовно-лирическое. Форма возникла во французской поэзии конца 14 в., расцвела в 16 v 1-й половине 17 вв.; в России Р. писали поэты 18 в. и начале 20 в. Р. 20 в. воспринимаются как стилизации. Пример: 'Манон Леско' М. Кузмина.
В. П. Бобровский, М. Л. Гаспаров.