Значение РИЛЬКЕ РАЙНЕР МАРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РИЛЬКЕ РАЙНЕР МАРИЯ

(Rilke) Райнер Мария (4.12.1875, Прага, - 29.12.1926, санаторий Валь-Мон, близ Монтрё, Швейцария), австрийский поэт. Родился в семье чиновника. Детство и юность провёл в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. Изучал литературу, историю искусства, философию в Пражском, Мюнхенском и Берлинском университетах. Первые сборники стихов Р.: 'Жизнь и песни' (1894), 'Жертвы ларам' (1896), 'Венчанный снами' (1897), 'Канун рождества' (1898), 'Мне на праздник' (1900) - развивают темы и образы, характерные для декадентской поэзии рубежа веков, их отличает музыкальность, разнообразие звукового оформления. После поездок в Россию в 1899 и 1900 (где он встречался с Л. Н. Толстым) и отчасти под влиянием русской литературы становится всё более явной гуманистическая направленность творчества Р. Трактуя религию в демократическом духе средневековых мистических учений как единственную силу, способную придать смысл человеческому бытию (первые две книги 'Часослова', 1899, 1901), Р. вскоре убеждается в несостоятельности этого представления (третья книга 'Часослова', 1903, полное изд. 1905; 'Новые стихотворения', 1907-08). В его произведениях появляются социальные мотивы, развёртываются мрачные картины жизни большого капиталистического города. В образе главного героя романа 'Заметки Мальте Лауридса Бригге' (1910) Р. пытается, во многом под влиянием С. Кьеркегора , дать индивидуалистическое обоснование жизни человека, но осознаёт трагизм, бесперспективность этого пути. Приветствовал Ноябрьскую революцию 1918 в Германии, однако вскоре в ней разочаровался. Характерное для поэзии Р. стремление к философскому осмыслению жизни нашло наиболее полное выражение в 'Дуинских элегиях' (1923) и 'Сонетах к Орфею' (1923). В культуре, символом которой становится Орфей, Р. видел подлинные гуманистические ценности, способные сохранить человечность в теряющем её капиталистическом мире. Творчество Р. близко к символизму, однако без его субъективистских тенденций. Произведения Р. оказали значительное влияние на искусство и философскую мысль 20 в.

Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von Rilke-Archiv, Bd 1-6, Fr./M., 1962-66; Briefe, [Fr./M., 1966]; в рус. пер. - Собр. стихов, пер. А. Биска, [Од.], 1919; Лирика, пер. Т. Сильман, М. - Л., 1965; Ворпеведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, М., 1971; Избр. лирика, М., 1974; Лирика, М., 1975.

Лит.: Адмони В. Г., Поэзия Райнера Марии Рильке, 'Вопросы литературы', 1962, | 12; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Gunther W., Weltinnenraum. Die Dichtung R. М. Rilkes, 2 Aufl., Bern, 1952; Bolinow О. F., Rilke, 2 Aufl., Stuttg., 1951; Holthusen H. E., R. М. Rilke in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1964; Mason E. G., R. М. Rilke. Sein Leben und sein Werk, Gott., 1964; R. М. Rilke zum vierzigsten Todestag, Fr./M., 1967; Ritzer W., R. M. Rilke-Bibliographie, W., 1951.

Н. С. Литвинец.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.