Значение слова РАШИДАДДИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое РАШИДАДДИН

Рашид ад-дин Фазлаллах ибн Абу-ль-Хайр Хамадани (прозвище ат-Табиб - врач) (1247, Хамадан, - 18.7.1318, Тебриз), иранский учёный-энциклопедист, историк и государственный деятель. Выдвинулся при правителе государства Хулагуидов Абака-хане (1265-82). В 1298-1317 везир монгольских ильханов Газан-хана , Олджайту, Абу Сайда. Фактически руководил государственной политикой. Был инициатором реформ, проводившихся Газан-ханом. Вёл борьбу с центробежными стремлениями монголо-тюркской кочевой знати. Его налоговая политика (строгая фиксация феодальной ренты-налога) имела целью возродить экономику страны. Во время везирата стал крупным землевладельцем. В результате происков своих противников, ложно обвинивших Р. в отравлении Олджайту, Р. был казнён.

Р. - крупнейший историк, а также автор трудов по медицине, ботанике, энциклопедии по естествознанию, агро- и строительной технике и трактатов по мусульманской (суннитской) теологии. 'Сборник летописей' ('Джами ат-таварих', на персидском языке, завершен Р. в 1310-11)-важнейший источник по политической и социально-экономической истории стран, входивших в государство Хулагуидов в 13 - начале 14 вв. В части, посвященной всемирной истории, излагается история мусульманских государств до монгольского завоевания, история древних иудеев, народов Западной Европы, Индии, Китая и др. (эта часть создана при участии многих учёных). Р. в своих трудах утверждал, что 'всеобщая история' должна включать историю всех (известных тогда) народов, а не только мусульман, как это было принято у арабских и иранских мусульманских историков, что историю всех народов следует писать на основе первоисточников и исторических традиции без каких-либо религиозных и политических пристрастий. Ценный источник по социально-экономической истории Ирана - переписка Р. со своими сыновьями (наместниками областей), с чиновными и духовными лицами.

Соч.: Сборник летописей. История монголов, пер. с перс. и прим. И. Н. Березина, 'Труды Восточного отделения русского археологического общества', ч. 5, 7, 13, 15, СПБ, 1858-88; Сборник летописей., т. 1, книги 1-2, т. 2-3, М. - Л., 1946-60; Джами ат-таварих, т. 3 (перс. текст и рус. пер.), Баку, 1957; Переписка (перс. текст и рус. пер.), М., 1971; Об изданиях и переводах соч. Р. см. Стори Ч. А., Персидская литература. Биобиблиографический обзор, т. 1, М., 1972.

Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 92-96; Петрушевский И. П., Рашид ад-Дин и его исторический труд, в книге: Рашид ад-Дин. Сб. летописей, т, 1, М. - Л., 1952; Фалина А. И., Рашид ад-Дин - врач и естествоиспытатель. Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1971, М., 1974; Рашид ад-Дин Фадлаллах Хамадани вазир..., Тегеран-Тебриз, 1348 с. х., 1969; Petrushevsky Y., Rashid al-din in Persian historiography of the middle ages, М., 1967 (XXVII International congress of orientalists); его же, Rashid al-Din's conception of state, в сборнике: Rashid al-Din, commemoration volume, 'Central Asiatic Journal', 1970, v. 14, | 1-3; Proceedings of the Colloquium on Rashid-al-Din Fadlallah, Teheran-Tabriz, 11-16 Aban 1348 (2-7 November 1969), Tehran, 1971.

И. П. Петрушевский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.