(Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, - 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры . Законченного профессионального образования не получил. Работал в Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на Р. было решающим. Однако уже в первых постройках Р. симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. после 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 - в его серии 'домов прерий'. Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р. под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы 'перетекающих' внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается у Р. с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Р. начала 20 в. (здание фирмы 'Ларкин' в Буффало, 1905; отель 'Импириал' в Токио, 1916-22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры; вместе с тем в США творчество Р. оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры - связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Р. этого периода - дом Кауфмана ('Дом над водопадом') в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт 'древоподобные' структуры высотных зданий с бетонными 'стволами', вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них 'ветвями' - консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; 'Башня Прайса' в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30-50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60| и 120|, круга и спирали ('дом-соты' - дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов - здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-1946, строительство 1956-59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность 'текучей' формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте 'Бродэйкр-сити' (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.
Творчество Р. образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.
Соч.: An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]; An autobiography, N. Y., 1943: The future of architecture, N. Y., 1953; An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living city, N. Y., 1958; в рус. пер. - Будущее архитектуры, М., 1960.
Лит.: Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд Райт, М., 1973; Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942; Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954: Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960].